Утрата права на применение УСН должна подтвердиться мероприятием налогового контроля

Последствия потери права на применение упрощенной системы налогообложения

Утрата права на применение УСН должна подтвердиться мероприятием налогового контроля
Большие сложности ожидают организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, или желающие перейти на этот специальный налоговый режим, в случае принудительного возврата на общий режим налогообложения в течение налогового периода. В настоящей статье Харитонов С.А., д.э.н., профессор Финансовой академии при Правительстве РФ расскажет о некоторых проблемах, с которыми при этом столкнутся организации, и о возможных путях их решения.

Семь раз отмерьте

Применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога с продаж, налога на добавленную стоимость (за исключением НДС при импорте), налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.

Введение этого специального налогового режима позволяет существенно уменьшить налоговую нагрузку на малый бизнес и тем самым способствует его развитию.

Однако активно развивающиеся организации, принимая решение о применении упрощенной системы налогообложения, должны помнить, что они не могут добровольно перейти на общий режим налогообложения до конца налогового периода.

В то же время они будут считаться автоматически перешедшими на общий режим налогообложения, если по итогам налогового (отчетного) периода доход превысит 15 млн.

рублей или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превысит 100 млн. рублей. При этом датой такого перехода считается начало того квартала, в котором было допущено это превышение.

При подготовке декларации по единому налогу за 1 полугодие 2003 года бухгалтер установил, что доход организации нарастающим итогом с начала года составляет 15,5 млн. руб.
Поскольку доход превышает 15 млн. рублей, организация считается перешедшей на общий режим налогообложения с 1 апреля 2003 года.

В августе 2003 года организация ввела в эксплуатацию законченный строительством цех по производству продукции.

В результате по состоянию на 1 сентября 2003 года остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с Положениями по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов», составила 102 млн. рублей.

Поскольку остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превышает 100 млн. рублей, организация считается перешедшей на общий режим налогообложения с 1 июля 2003 года.

Каковы последствия принудительного перехода на общий режим налогообложения?

Во-первых, организация «задним числом» признается плательщиком всех тех налогов, уплата которых заменяется уплатой единого налога.

При этом организация должна не только выполнить все требования по ведению налогового учета, которые вытекают из Налогового кодекса РФ, других действующих законодательных и нормативных актов по налогам и сборам, но и изыскать финансовые источники для уплаты налогов, не полученных с покупателей в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Во-вторых, организация с момента перехода на общий режим налогообложения признается обязанной вести бухгалтерский учет в соответствии с законодательством Российской Федерации по бухгалтерскому учету.

При этом она должна в полном объеме восстановить синтетический и аналитический учет активов и обязательств, руководствуясь Федеральным законом «О бухгалтерском учете», многочисленными Положениями по бухгалтерскому учету, другими нормативными актами по бухгалтерскому учету.

В результате тот объем работы, который организациям придется проделать, и возможные финансовые потери могут не только нивелировать экономическую выгоду от применения специального налогового режима, но и привести к банкротству. Ситуация усугубляется тем, что действующее законодательство не описывает процедуру «восстановления задним числом» бухгалтерского и налогового учета в случае принудительного перехода на общий режим налогообложения.

В статье 346.

13 НК РФ законодатель лишь поясняет, что «…суммы налогов, подлежащих уплате при использовании общего режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций», и «…налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором эти налогоплательщики перешли на общий режим налогообложения».

Налоги, которые нас выбирают

Отсутствие утвержденных в установленном порядке методик восстановления «задним числом» бухгалтерского и налогового учета не позволяет в полной мере использовать для этого современные информационные технологии. С какими проблемами могут столкнуться организации?

1. Налог на имущество

Для определения суммы налога на имущество организаций подсчитывается среднегодовая стоимость имущества.

Если организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, переводится на общий режим налогообложения, например, с начала третьего квартала, то для подсчета среднегодовой стоимости за 9 месяцев берутся остатки на определенных счетах бухгалтерского учета по состоянию на 1 июля и 1 октября.

Рабочий план счетов конфигурации «Упрощенная система налогообложения»* построен таким образом, что в случае переноса в середине года остатков в конфигурацию, поддерживающую общий режим налогообложения, они в целях правильного расчета налога на имущество подлежат корректировке в части суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям.

* Примечание: Конфигурация «Упрощенная система налогообложения» для компоненты «Бухгалтерский учет» системы программ «1С:Предприятие 7.7»

2. Налог на добавленную стоимость

Более трудоемкую задачу представляет «восстановление» учета в отношении налога на добавленную стоимость.

Во-первых, если организация в начале квартала, в котором произошло превышение предельной величины дохода или остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов, совершала операции реализации, признаваемые при общем режиме налогообложения объектом налогообложения НДС, то ей необходимо исчислить и уплатить в бюджет сумму этого налога с использованием метода начислений, а также заполнить книгу продаж. При этом следует учитывать следующие особенности.

Если операции реализации в целях определения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, фактически совершены, но налог не получен с покупателей, то источником его уплаты являются средства организации. В конфигурации «Бухгалтерский учет» (ред.4.2)**, поддерживающей общий режим налогообложения, при этом вводятся две проводки:

** Примечание: Конфигурация «Бухгалтерский учет», ред.4.2, для «1С:Предприятия 7.7»

1) Дебет 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91.2 «Прочие расходы») Кредит 90 «Продажи» (субсчет 90.1.1 «Выручка от продаж, не облагаемых ЕНВД»); 2) Дебет 90 «Продажи» (субсчет 90.3 «Налог на добавленную стоимость») Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субсчет 68.2 «Налог на добавленную стоимость»).

Если переданные покупателям товары (работы, услуги) еще не оплачены, и покупатель согласен доплатить сумму НДС, то начисление налога отражается проводками:

1) Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (субсчет 62.1 «Расчеты с покупателями и заказчиками (в рублях)») Кредит 90 «Продажи» (субсчет 90.1.1 «Выручка от продаж, не облагаемых ЕНВД»); 2) Дебет 90 «Продажи» (субсчет 90.3 «Налог на добавленную стоимость») Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет 76.Н.1 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость, отложенному для уплаты в бюджет»).

В случае, если покупатель не согласен на изменение цены, и организация не расторгает сделку, уплата налога производится за счет средств организации.

Во-вторых, поскольку организация признается плательщиком НДС, то она может применить налоговый вычет и тем самым уменьшить сумму налога, подлежащую уплате в бюджет.

Чтобы воспользоваться таким правом, организации необходимо суммы налога, предъявленные поставщиками к оплате, отразить на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», списать оплаченные суммы НДС в дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет 68.2 «Налог на добавленную стоимость» и заполнить книгу покупок.

3. Налог с продаж

Если организация в начала квартала, в котором она считается перешедшей на общий режим налогообложения, совершала операции реализации, признаваемые объектом налогообложения налогом с продаж, то ей необходимо исчислить и уплатить сумму этого налога.

Поскольку налог фактически не был получен с покупателей, то источником его уплаты являются средства организации. При этом налоговая база будет определяться исходя из цен реализации, увеличенных на сумму НДС, также не полученную с покупателей. В конфигурации «Бухгалтерский учет» (ред.4.

2)**, поддерживающей общий режим налогообложения, на сумму налога, подлежащего уплате в бюджет, вводятся две проводки:

1) Дебет 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91.2 «Прочие расходы») Кредит 90 «Продажи» (субсчет 90.1.1 «Выручка от продаж, не облагаемых ЕНВД»); 2) Дебет 90 «Продажи» (субсчет 90.6 «Налог с продаж») Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субсчет 68.5 «Налог с продаж»).

4. Единый социальный налог

Организациям придется также исчислить и уплатить единый социальный налог в отношении вознаграждений и прочих выплат в пользу работников, начисленных с начала квартала, в котором они потеряли право применять упрощенную систему налогообложения. При этом законодатель не уточняет, в каком порядке засчитываются при уплате ЕСН в ФСС РФ взносы на социальное страхование, добровольно уплаченные организацией в этом периоде.

5. Налог на прибыль

Наиболее трудоемкой задачей является «восстановление» налогового учета по налогу на прибыль организаций.

Законодатель не определил процедуру ее решения. В статье 346.25 НК РФ приведены лишь два правила, которые выполняются организациями при переходе с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения с использованием метода начислений:

  1. не включаются в налоговую базу денежные средства, полученные после перехода на общий режим налогообложения, если по правилам налогового учета указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения;
  2. расходы, осуществленные в период после перехода на общий режим налогообложения, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы по налогу на прибыль организаций, на дату их осуществления независимо от даты оплаты таких расходов.

В отношении основных средств в статье 346.25 НК РФ предусмотрено, что в налоговом учете на дату перехода отражается остаточная стоимость основных средств.

Она определяется исходя из их первоначальной стоимости за вычетом сумм амортизации, исчисленной за период применения упрощенной системы налогообложения в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ.

При этом уточняется, что если суммы расходов на приобретение основных средств, принятых при исчислении налоговой базы по единому налогу за этот период, превысили суммы амортизации, исчисленные в соответствии с главой 25 НК РФ, то полученная разница признается доходом при переходе на общий режим налогообложения.

Других правил в главе 26.2 НК РФ не предусмотрено. Исходя из этого, если законодатель не внесет соответствующих изменений в НК РФ, организациям на дату перехода придется самостоятельно решать вопросы:

  • включения в состав амортизируемого имущества нематериальных активов и их оценки;
  • оценки незавершенного производства, готовой продукции, товаров, приобретенных для перепродажи, товаров отгруженных;
  • признания расходами, связанными с производством и реализацией, расходов, не признаваемых таковыми в целях налогообложения в соответствии с главой 26.2 НК РФ и т.д.

Нормативно не решен вопрос об учетной политике в целях налогообложения, которую организация в соответствии со статьей 313 НК РФ должна утвердить до начала применения соответствующих методов учета.

Для определения налоговой базы и составления декларации по налогу на прибыль организациям придется все операции, совершенные с начала квартала, в котором они потеряли право применять упрощенную систему налогообложения, в обязательном порядке отразить в системе регистров налогового учета.

Выход есть, его нужно только найти

Многих проблем можно избежать, если переход с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения происходит с начала налогового периода, то есть с начала календарного года.

В этом случае уточнению подлежат лишь входящие остатки на счетах бухгалтерского и налогового учета, которые могут быть заполнены по данным, обобщенным в конфигурации «Упрощенная система налогообложения»*.

Чтобы избежать принудительного перехода на общий режим налогообложения в течение налогового периода, организациям следует планировать свою деятельность и, если это не продиктовано необходимостью, не допускать превышения предельных размеров доходов или остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов, предусмотренных этим специальным налоговым режимом. Универсального рецепта для предотвращения такой ситуации не существует.

Для быстро растущих компаний это может быть открытие нескольких «собственных» дополнительных фирм. Выбрав роль комиссионера в договорных отношениях с ними, организация сможет регулировать размер доходов, признаваемых объектом налогообложения.

Организациям, осуществляющим значительные финансовые вложения во внеоборотные активы, можно посоветовать оформлять совместное право собственности на объект, тем самым распределять первоначальную стоимость между несколькими «собственниками». Временным решением может быть эксплуатация объекта основных средств без принятия его к бухгалтерскому учету.

Источник: https://buh.ru/articles/documents/13361/

Какие особенности налоговой проверки при УСН?

Утрата права на применение УСН должна подтвердиться мероприятием налогового контроля

Налоговая проверка УСН может быть проведена как с выездом к налогоплательщику (выездная проверка), так и без посещения офиса «упрощенца» (камеральная проверка). При проведении выездной налоговой проверки УСН потребуется представить все документы, связанные с упрощенной деятельностью, в том числе бухгалтерские.

Выездная проверка «упрощенца»

Камеральная проверка на УСН

Особенности проверки УСН 6%

Налоговые проверки «упрощенца» и новая ст. 54.1 НК РФ: на что обратить внимание

Итоги

Выездная проверка «упрощенца»

Основанием для проведения выездной налоговой проверки, как правило, является необходимость удостовериться в том, что налогоплательщик имеет право на применение УСН, т. е.

соблюдает все установленные для «упрощенцев» требования, а также в том, что он правильно рассчитывает упрощенный налог.

Потенциальными проверяемыми являются те «упрощенцы», кто много лет декларирует убыточную деятельность, или те, кто часто переводится из одной ИФНС в другую.

Кто может применять УСН, узнайте из публикации.

Выездная проверка на основании п. 8 ст. 89 Налогового кодекса начинается со дня, когда налоговым органом вынесено соответствующее решение о проведении проверки. Проверка длится до 2 месяцев, хотя в отдельных случаях этот срок может быть продлен до 4–6 месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ). Все основания для продления проверки упомянуты в п. 4 приложения 2 к приказу ФНС от 25.12.2006 № САЭ3-06/892@.

О порядке продления проверки читайте в нашей статье «Как и когда может быть продлена выездная налоговая проверка».

Проверка может охватывать всю деятельность налогоплательщика за последние 3 года.

Проверяются все имеющиеся у него документы, в том числе и бухгалтерские, ведь с 2013 года у юрлиц-«упрощенцев» появилось обязательство вести бухгалтерский учет.

В случае необходимости в ходе проверки могут быть произведены инвентаризация, осмотр, выемка документов и прочие специальные мероприятия по налоговому контролю.

По итогам проверки выдается справка, а через 2 месяца — акт (п. 1 ст. 100 НК РФ).

Камеральная проверка на УСН

Проведение камеральной проверки регламентируется ст. 88 Налогового кодекса. Проверка проводится налоговыми инспекторами без выезда к налогоплательщику. Иногда о проведении такой проверки налогоплательщик может и не знать, пока проверяющим не потребуются пояснения или документы, объясняющие выявленные в декларации неясные моменты.

Какую отчетность должен сдать «упрощенец» в 2018 году, узнайте здесь.

Если в результате проверки выявляются нарушения налогового законодательства, проверяющими в 10-дневный срок после ее завершения составляется акт. Такой порядок указан в п. 1 ст. 100 Налогового кодекса.

Камеральная и выездная проверки могут совмещаться по времени проведения: в ходе камеральной проверки изучается поданная налогоплательщиком отчетность за текущий год, а при выездной проверке — за больший период, и для ее назначения могут быть более широкие основания. О возможности проведения одновременно 2 типов проверки указано в письме ФНС от 13.03.2014 № ЕД-4-2/4529.

Особенности проверки УСН 6%

Тем, кто применяет УСН по ставке 15%, нужно быть готовым подтвердить документально и свои доходы, и свои затраты.

Что касается проведения выездной проверки налогоплательщиков, избравших упрощенную систему налогообложения c объектом «доходы», то проверяющие и у них могут затребовать расходные документы.

В первую очередь, понадобятся документы об уплате страховых взносов, ведь они оказывают прямое влияние на расчет налога.

Какие страховые взносы уменьшают упрощенный налог, см. в материале «Единый налог при упрощенной системе налогообложения (УСН)».

Если «упрощенец» (6%) уплачивает торговый сбор по одному из нескольких осуществляемых видов деятельности, он может учесть уплаченный сбор при расчете УСН-налога, если организует раздельный учет доходов и УСН-налога по виду деятельности, по которому уплачивается торговый сбор. Наличие такого учета также находится под пристальным вниманием налоговиков при проверке «упрощенца».

Рассчитать сумму торгового сбора поможет статья «Как рассчитать торговый сбор для ИП в 2017 году?».

Также документы по расходам могут понадобиться в случае проверки правильности начисления и удержания НДФЛ, если упрощенец выступает налоговым агентом.

Подробнее о том, что нужно знать об учете на системе УСН с объектом налогообложения «доходы», читайте в нашей статье «УСН «доходы» в 2018 году (6 процентов): что нужно знать?».

Налоговые проверки упрощенца и новая ст. 54.1 НК РФ: на что обратить внимание

Ст. 54.1 появилась в НК РФ совсем недавно (введена законом от 18.07.2017 № 163-ФЗ) и посвящена вопросам необоснованной налоговой выгоды.

С понятием «необоснованная налоговая выгода» вы познакомитесь в материале «Презумпция добросовестности налогоплательщика — новая статья в НК РФ».

Контролеры при проведении камеральных и выездных проверок будут собирать доказательства реальности сделок, а также с особой скрупулезностью искать подтверждения умышленного ухода от налогов.

К примеру, «упрощенца» могут заподозрить в умышленном уходе от налогов, если он раздробил свой бизнес  исключительно с одной целью – снизить налоговую нагрузку посредством применения специальных налоговых режимов.

На это прямо указывают сами контролеры в своем письме от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650 (п. 13.

2 Методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщиков, направленном на неуплату налогов). 

Таким образом, «упрощенцу» нужно быть готовым доказать разумную деловую цель своих действий (например, цель дробления бизнеса), а также позаботиться о документальном обосновании реальности своих сделок, подтвердить должную осмотрительность при выборе контрагентов и т. д.

Итоги

Проверки упрощенцев налоговой службой мало чем отличаются от проверок налогоплательщиков, работающих на общей системе налогообложения. Исключением является то, что поводов для проведения налоговой проверки деятельности бизнесменов на УСН меньше.

Вся информация о налоговых проверках содержится в нашем разделе «Налоговые проверки».

Обычно если по декларации у налоговых инспекторов не возникает никаких вопросов, то проверки ожидать не следует.

Тем не менее следует тщательно вести бухгалтерский и налоговый учет и хранить всю документацию, ведь решение о проведении камеральной проверки исполняется проверяющими немедленно, без предварительного уведомления налогоплательщика, а проверяемый период при выездной проверке захватывает 3 года.

Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен

Подписаться

Источник: https://nalog-nalog.ru/nalogovaya_proverka/kameralnaya_nalogovaya_proverka/kakie_osobennosti_nalogovoj_proverki_pri_usn/

Утрата права применения УСН

Утрата права на применение УСН должна подтвердиться мероприятием налогового контроля

393

Упрощенная система налогообложения – один из наиболее популярных налоговых режимов в РФ. Плюсов у УСН множество, начиная от возможности включать в расчет налога уплату взносов и заканчивая минимальным количеством отчетности.

Минусов меньше, но эти факторы необходимо принимать во внимание, в противном случае хозяйствующий субъект может лишиться права на применение УСН. В ряде случаев налогоплательщик принимает решение добровольного «ухода с упрощёнки», с целью применения иных налоговых режимов.

Разберемся, в каких случаях наступает утеря права на применение УСН и каковы последствия этого события для налогоплательщика.

Основные лимиты УСН

Условия, при которых налогоплательщик имеет возможность работать на упрощенке, изложены в ст. ст. 346.12, 346.13 НК РФ. Они действительны в текущем налоговом периоде, будут актуальны в дальнейшем, поскольку коэффициент-дефлятор по лимитам на УСН заморожен до 2021 года (см. ФЗ №243 от 03-07-16 г.).

Условия следующие:

  1. Численность компании не более 100 сотрудников.
  2. Стоимость ОС (остаточная) до 150 млн руб.
  3. Лимит по доходам налогового (отчетного) периода до 150 млн руб.
  4. Доля участия в основном капитале компании других юрлиц не должна превышать 25%.
  5. У компании не должно быть филиалов.
  6. Компания не должна заниматься определенными видами деятельности (банковская, страховая деятельность, ломбарды, добыча ископаемых ресурсов, работа нотариусов, адвокатская деятельность и пр. (ст. 346.12, п. 3)).

На заметку. Чтобы перейти на спецрежим со следующего года, нужно иметь объем выручки за 9 месяцев текущего не более 112,5 млн руб.

Если хотя бы одно из условий не соблюдается, хозяйствующий субъект право на применение упрощенки утрачивает.

Ограничения не касаются представительств компании, только филиалов (запрет аннулирован с 2016 года). Ограничения по доле участия не касаются НКО, потребкооперативов, хозобществ, особый порядок установлен для компаний, состоящих из вкладов общественных организаций инвалидов.

Добровольная утрата права на УСН

Несмотря на выгоды этого налогового режима, иногда возникает необходимость расстаться с ним добровольно. Чтобы осуществить переход на другой режим, нужно уведомить ИФНС об отказе от работы на УСН, заполнив ф. 26.2-3 и передав ее в налоговую до 15.01 года, в котором планируется переход с ОСНО. Об этом говорится в ст. 346.13, п. 6 НК РФ.

Добровольно перейти можно не только на ОСНО, но и на ЕНВД, если вид деятельности компании дает такую возможность (НК РФ, ст. 346.26-2). Уведомление о переходе на вмененку необходимо подать в течение 5 дней (рабочих) с начала года.

Добровольно перейти с упрощенки на другой режим НО до истечения налогового периода нельзя, изменение налогового режима возможно только с начала года.

Сохранение права на УСН и законодательные риски

Большинство компаний не желает расставаться с УСН, стремясь обойти установленные лимиты тем или иным способом. Основной проблемой является превышение лимита выручки за период, после чего компания автоматически лишается права на упрощенный режим НО.

Обычно применяют ряд «хитростей» с высокой степенью риска налоговых санкций для компании:

  1. Заключение двух договоров (купли-продажи и займа), причем по первому идет отгрузка, а по второму — фактическая оплата. По договору займа денежные средства затем возвращаются, а оплата за отгруженный товар производится уже в новом периоде и не входит в расчет лимита доходов. Указанный способ содержит немалый риск, поскольку ФНС в судебном порядке может доказать факт манипуляции, анализируя банковские данные.
  2. Некоторые компании, чтобы снизить лимит, производят разного рода возвраты денежных средств покупателям в текущем периоде, чтобы вновь получить их в следующем периоде, по договоренности с контрагентами.
  3. По договоренности с контрагентом принимают деньги после истечения предельных дат, за которые считается лимит, например, оплату за товар предыдущего года получают в новом году.

Однако указанные способы сокрытия фактической выручки подлежат тщательному рассмотрению фискальными органами, а нередко и в судебных инстанциях.

Судебная практика для компаний не утешительна: значительная часть решений принимается в пользу ФНС, со всеми вытекающими санкциями. Примером может служить решение по делу A26-7732/2014 от 03.09.

15, рассмотренное в арбитраже СЗО. Суд признает такие манипуляции сокрытием выручки.

Источник: https://rebuko.ru/utrata-prava-primeneniya-usn/

Я президент
Добавить комментарий