Сведения, ранее составлявшие налоговую тайну, активно скачивают

Налоговая тайна компаний – перечень сведений

Сведения, ранее составлявшие налоговую тайну, активно скачивают

1 января 2019 года институту налоговой тайны исполнилось ровно 20 лет: именно в 1999 году данный термин впервые получил официальный статус после его закрепления в части 1 Налогового кодекса РФ. В настоящее время понятие налоговой тайны определяется в ст.102 НК РФ.

Под налоговой тайной подразумевается любая информация, полученная ФНС, ОВД, следственными органами, органами внебюджетного фонда, таможенными органами о налогоплательщиках и плательщиках страховых взносов.

Как видим, дав определение налоговой тайны законодатель не привёл перечень сведений, эту тайну составляющих. Однако в указанной ст. 102 НК РФ приводится список данных, не относящихся к налоговой тайне, то есть составляющие налоговую тайну сведения законодательно определены методом исключения той информации, которая к таким сведениям не относится. Так, не относятся к налоговой тайне:

  1. Общедоступные сведения, а также сведения, которые налогоплательщик сам определил, как общедоступные. Например, это наименование фирмы, номера ее телефонов, величина уставного капитала, виды деятельности по ОКВЭД и т.д.
  2. Сведения об ИНН.
  3. Информация о нарушениях налогового законодательства, допущенных налогоплательщиком.
  4. Данные о специализированных налоговых режимах, используемых плательщиком налогов и т.д.

Примечательно, что с каждым годом перечень данных, исключенных из налоговой тайны, продолжает увеличиваться. Например, в 2016 году налоговой тайной перестала быть следующая информация:

  • о среднесписочном количестве работников организации;
  • о величине доходов и расходов согласно бухгалтерским бумагам;
  • о величине уплаченных налогов и сборов;
  • о постановке на налоговый учет иностранных компаний;
  • о постановке на налоговый учёт физических лиц, оказывающих услуги физическим лицам для личных, домашних или иных подобных нужд.

Некоторые из сведений, которые законодатель исключил из налоговой тайны, поэтапно размещаются в форме открытых данных на сайте ФНС:

Рассматриваемые базы будут регулярно обновляться. Полный список доступных сведений об организациях можно также посмотреть на сайте ФНС РФ.

Несмотря на то, что законодательно перечень сведений, составляющих налоговую тайну, не определён, традиционно к налоговой тайне относят следующие сведения:

  • сведения об основных показателях деятельности (за исключением сведений о величине доходов и расходов, сведений о среднесписочной численности работников);
  • отражённая в первичных бухгалтерских документах информация (информация из кассовых документов, товарных накладных, актов оказанных услуг или выполненных работ, информация из платежных поручений, счетов-фактур, таможенных деклараций);
  • сведения, связанные с налогообложением организации, за исключением сведений о величине налоговых платежей, постановке иностранных компаний на налоговый учёт, применяемых организацией специализированных налоговых режимах и допущенных организацией налоговых нарушений;
  • сведения из документов бухгалтерского учёта и отчётности, не опубликованные в открытом доступе;
  • информация, относящаяся к коммерческой тайне организации, а также сведения, относящиеся к научно-техническим разработкам, патентам, товарным знакам, ранее не опубликованная организацией;
  • все другие сведения о налогоплательщиках и плательщиках страховых взносов, относящиеся к созданию и деятельности организации, могущие представлять интерес для третьих лиц и ранее организацией не опубликованные, запрошенные и полученные налоговыми, следственными и указанными в законе контролирующими органами, за исключением сведений, которые согласно действующему законодательству к налоговой тайне не относятся.

Ответственность за разглашение налоговой тайны

Несмотря на то, что сведений, составляющих налоговую тайну, становится все меньше, некоторые из них вряд ли когда-нибудь будут выведены из перечня сведений, составляющих налоговую тайну.

Это касается сведений, имеющих отношение к научно-техническим инновациям или условиям договоров, данных, содержащихся в первичных документах налогоплательщика и т.д.

Разглашение, то есть передача указанных сведений третьим лицам не только нарушает права налогоплательщика как человека и гражданина, но также может нанести непоправимый экономический ущерб его предпринимательской деятельности.

По этим причинам субъекты, работающие со сведениями, составляющими налоговую тайну, должны соблюдать особые правила их сбора, обработки, хранения и защиты. За нарушение установленных правил предусмотрена дисциплинарная, административная и даже уголовная ответственность.

Уголовная ответственность закрепляется ст.183 УК РФ. Указанная статья фиксирует четыре состава преступления, связанных с посягательством на налоговую тайну:

  1. Собирание сведений путем похищения документации, подкупа, угроз и иным нелегальным образом. Субъектом данного преступления может быть любое лицо, независимо от его должностного положения, а наказание за совершение преступления варьируется от штрафа в размере до 500 000 рублей до максимально возможного лишения свободы сроком до двух лет; возможно также назначение исправительных или принудительных работ.
  2. Противозаконное обнародование или использование составляющих налоговую тайну сведений без согласия их обладателя. Субъект в данном случае – это лицо, которому составляющие тайну сведения были доверены либо стали известны по службе или работе: сотрудники налоговых инспекций, руководители, бухгалтера коммерческих организаций, аудиторы и др. Данное деяние относится к преступлениям небольшой тяжести: максимальное наказание за его совершение не может превышать 3 лет лишения свободы. При назначении штрафа предусмотрено дополнительное наказание в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью сроком до трёх лет. Указанные выше деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности . Крупным признаётся ущерб превышающий 2 миллиона 250 тысяч рублей. Предельное наказание по данной части ст. 183 УК РФ – до 5 лет лишения свободы.
  3. Деяния, указанные в частях 2 и 3 ст. 183 УК РФ, повлекшие тяжкие последствия. Предельная санкция – помещение в колонию на срок до 7 лет. Минимальное наказание – принудительные работы сроком до пяти лет. Данное преступление является тяжким, в связи с чем ни штраф, ни исправительные работы законодатель в качестве альтернативного наказания за его совершение не предусмотрел.

Однако уголовная ответственность в случае совершения общественно опасных деяний, посягающих на налоговую тайну, является не единственным негативным последствием для нарушителя; не исключено, что к нему будет предъявлен иск о возмещении ущерба по уголовному делу или в порядке гражданского судопроизводства. При этом следует знать, что в силу ст.103 НК РФ потерпевший может предъявить требования о возмещении ущерба к налоговым органам. Чтобы взыскать ущерб, компания должна доказать состав правонарушения, в частности должны быть установлены:

  • факт наступления вреда и его масштабы;
  • противозаконность поведения;
  • вина причинителя вреда;
  • причинно-следственная связь между действиями сотрудников уполномоченных органов и негативными последствиями.

Иск компания может предъявить в арбитражный суд.

Если вы столкнулись с нарушением налоговой тайны

Если сведения, составляющие налоговую тайну компании, стали достоянием общественности, то фирме необходимо обратиться за поддержкой к опытному уголовному адвокату, который:

  • проверит, действительно ли обнародованная информация относится к сведениям, составляющим налоговую тайну;
  • выяснит, кто именно допустил утечку информации;
  • поможет добиться возбуждения уголовного дела и привлечения виновных лиц к справедливой ответственности;
  • окажет правовую помощь по взысканию ущерба с виновных лиц.

Также компании следует внимательно относиться к запросам о предоставлении различных документов, в том числе для суда.

В целях уголовно-правовой защиты бизнеса рекомендуется предоставлять не все подряд, а выписки или выборочные копии страниц с необходимыми сведениями.

В этом случае в руки недобросовестных лиц не попадет лишняя информация. Перед предоставлением документов рекомендуется посоветоваться с адвокатом на этот счет.

Следовательно, компаниям необходимо обеспечить строгий режим охраны сведений, составляющих налоговую тайну. Любые попытки незаконных манипуляций с подобными сведениями должны пресекаться.

Источник: https://www.advo24.ru/publication/nalogovaya-tayna-kakie-svedeniya-ona-vklyuchaet.html

Налоговая тайна

Сведения, ранее составлявшие налоговую тайну, активно скачивают
Энциклопедия МИП » Налоговое право » Налоговый контроль » Налоговая тайна

Предоставление сведений, составляющих налоговую тайну, по запросу следственных органов или суда не является нарушением закона.

Понятие налоговой тайны было введено в НК РФ относительно недавно. Налоговая тайна представляет собой особую информацию в сфере налогового права, содержание и получение которой, в соответствии с требованиями НК РФ, должно быть доступно лишь определенным уполномоченным лицам.

Налоговую тайну составляют определенные сведения, которые, по установленным причинам, признаются информацией, не подлежащей разглашению.

Например, данные о документах налогоплательщика, информация о его доходах и расходах, отраженных в поданной декларации, о текущем финансовом и имущественном положении и т.д.

Помимо этого, сведения, составляющие налоговую тайну, могут касаться уплаченных налогов или дивидендов, а также личную коммерческую информацию, получение и доступ к которой посторонними лицами являются недопустимыми.

Принципы налоговой тайны основываются, прежде всего, на действующей Конституции и положениях НК РФ, на защите прав и свобод граждан. Интересы налогоплательщика являются основным критерием для защиты.

Налоговая тайна также направлена на максимальное устранение финансовых и иных рисков для налогоплательщика, связанных с неправомерным распространением определенной информации.

Помимо этого, понятие и принципы налогового права строятся на действующих нормах и правилах, которые позволяют обеспечить защиту информации максимально правомерным путем, без совершения нарушений.

Иным важным принципом является согласие лица, налоговые сведения о котором составляют налоговую тайну. В отдельных случаях, официальное согласие дает право на распространение определенной информации, если такая необходимость действительно имеется.

Согласие должно быть оформлено официально, в письменной форме, с подписью физического лица и иными необходимыми сведениями, установленными действующим налоговым законодательством.

Сведения, не относящиеся к налоговой тайне

Положения НК РФ устанавливают, что не вся информация и сведения, относящиеся к особенностям и установленному порядку налогообложения, являются налоговой тайной и входят в данное понятие. К данным сведениям относятся следующие:

  • информация о среднем числе сотрудников определенного учреждения, организации и т.д.;
  • сведения об определенных суммах налогов и установленных сборов, которые были уплачены той или иной организацией, за определенный временной период, равный одному календарному году;
  • финансовая информация об отраженных суммах доходов и расходов предприятия или учреждения за прошедший календарный год.

В этот список может быть включена и иная дополнительная информация, для которой действующим налоговым законодательством РФ не предусматривается режим налоговой тайны.

Вся эта информация не входит в понятие налоговой тайны, следовательно, ее разглашение не будет составлять правовое нарушение и, в соответствии с положениями НК РФ, сам факт разглашения не может понести за собой абсолютно никакую ответственность.

Доступ к данным сведениям не будет ограничен только определенным кругом уполномоченных лиц, а согласие на разглашении этой информации не потребуется.

Разглашение налоговой тайны

Понятие «разглашение налоговой тайны», в соответствии с действующими положениями НК РФ, означает распространение определенных сведений, которые являются налоговой тайной, влекущее за собой нарушение существующих норм и несоблюдение интересов налогоплательщика.

Само разглашение и не соблюдение норм налогового права влекут за собой определенную ответственность, а зависимости от тяжести совершенного правонарушения и серьезности наступивших последствий для налогоплательщика.

Ответственность за разглашение может быть, как административной, так и уголовной. Административная ответственность за нарушение и разглашение налоговой тайны выражается в наложении денежного штрафа, размер которого зависит от конкретного случая и дополнительных обстоятельств.

Уголовная ответственность за разглашение применяется значительно реже, только в тех случаях, когда интересам, либо финансовому положению налогоплательщика был нанесен действительно серьезный ущерб, который стал следствием того, что раскрытие данной информации было осуществлено неправомерным путем.

Налоговая тайна и ее разглашение являются важнейшим пунктом в действующем НК РФ, доступ к ней должен обеспечиваться только при условиях полного соблюдения существующих норм.

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну

В соответствии с НК РФ, доступ к налоговой тайне означает наличие законного права у того или иного лица владеть определенной информацией, касающейся данных налогоплательщика, особенностей налогообложения определенного предприятия, организации и т.д.

Законный доступ к сведениям, которые были признаны налоговой тайной, имеется у определенных должностных лиц. Точный список данных лиц может быть установлен федеральным органом исполнительной власти, обладающим соответствующими полномочиями, федеральным органом, относящимся к уголовному судопроизводству, федеральным таможенным учреждением и т.д.

Доступ к данной информации, как правило, оформляется в письменном виде.

В документе указывается список полномочий и точные сведения об информации, к которой должностное лицо получает доступ.

Помимо этого, должностное лицо должно подписать согласие о том, что в случае, если налоговая тайна будет разглашена иным лицам, либо им будет обеспечен неправомерный доступ, данное нарушение обязательно повлечет за собой применение определенных мер ответственности, установленных НК РФ и иными нормативно-правовыми актами.

Для применения определенных мер ответственности, доступ и факт нарушения интересов налогоплательщика обязательно должны быть доказаны, иначе установление наказания станет невозможным.

Особенности налоговой тайны

, доступ и само разглашение налоговой тайны, как юридические понятия, имеют свои особенности и нюансы. Например, само разглашение представляет собой личное использование, либо передачу данной информации другим лицам.

Данные налогоплательщика могут быть переданы другим лицам, как на безвозмездной основе, так и за определенное денежное вознаграждение. Безусловно, оба этих способа являются грубейшими нарушениями существующих норм и правил НК РФ и относятся к правовым налоговым преступлениям.

Однако не будет нарушением передача информации налогоплательщика ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков. При условии, что передачу осуществил уполномоченный налоговый орган.

Положения налоговой тайны предусматривают установление ответственности и в том случае, если документы, какие содержали в себе тайные сведения, были утеряны ответственным лицом.

К таким документам могут относиться налоговые декларации и иные бумаги, в которых могут быть отражены сведения, составляющие государственную тайну. Чаще всего, потеря данных документов влечет за собой наложение штрафа, увольнение должностного лица с занимаемой должности иные правовые меры.

Условия признания налоговой тайной сведений специальной декларации

Определенные сведения, содержащиеся в представленной специальной декларации, могут быть признаны налоговой тайной, но только с учетом установленных условий и нюансов. К ним относятся:

  • эти сведения являются налоговой тайной, без каких-либо исключений и дополнений, в соответствии с действующим налоговым законодательством;
  • факт потери данных сведений, либо их неправомерного разглашения, обязательно повлечет за собой необходимость установления уголовной ответственность за совершенное преступление;
  • данные сведения, содержащиеся в специальной декларации, могут быть получены исключительно у налогового органа, путем подачи письменного запроса от самого лица – автора данной декларации;
  • уполномоченное должностное лицо, которое получило доступ к данным сведениям, не может быть привлечено к какому-либо виду установленной ответственности за отказ от дачи показаний, которые касаются непосредственно той информации, входящей в состав налоговой тайны.

Только при наличии вышеперечисленных условий, сведения и информация, содержащаяся в таком документе как специальная декларация, могут быть официально признаны налоговой тайной.

Только после данного признания за разглашение этой информации может назначаться правомерная ответственность, в зависимости от тяжести и серьезности совершенного правонарушения.

Источник: https://advokat-malov.ru/nalogovyj-kontrol/nalogovaya-tajna.html

Раскрытие налоговой тайны: что это и как правильно оформить согласие

Сведения, ранее составлявшие налоговую тайну, активно скачивают

В статье 102 НК РФ говорится, что налоговой тайной признаются сведения о налогоплательщике, полученные государственными органами. Например, суммы исчисленных и уплаченных фискальных обязательств в бюджет, остаточная стоимость основных средств, размер кредиторской и дебиторской задолженности. Все эти данные относятся к налоговой тайне. Эту информацию госорганы не вправе разглашать.

Но со вступлением в силу Федерального закона от 01.05.2016 № 134-ФЗ раскрытие налоговой тайны стало доступным, но только после того, как от налогоплательщика получено официальное согласие на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными. С момента получения разрешения информация перестает быть тайной и становится доступной для общественности.

Раскрытие некоторых сведений необходимо для актуализации данных на электронных сервисах. Например, для проверки контрагентов на добросовестность или для повышения прозрачности расчетов с бюджетом по фискальными обязательствам.

Порядок предоставления согласия

Официальное согласие предоставляется в территориальное отделение ФНС по месту регистрации экономического субъекта. Разрешение оформляется исключительно в письменном виде. Чиновники разработали специальную форму, утвержденную Приказом ФНС России № ММВ-7-17/615@.

Бланк КНД 1110058 согласие налогоплательщика на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными

Скачать

Заполненный документ необходимо направить в ИФНС. Это можно сделать лично, посетив ближайший офис инспекции, не забудьте захватить паспорт. Можно направить информацию почтовым отправлением — заказным письмом. Обязательно оформите опись вложений, чтобы в будущем подтвердить факт отправки.

Электронный обмен данными с ФНС в данном случае тоже доступен. Согласие налогоплательщика (плательщика страховых взносов) может быть подготовлено в электронном формате и направлено в ИФНС по защищенными каналам связи. Документ должен быть подписан усиленной цифровой подписью.

Заполнить форму согласия в ИФНС можно прямо на официальном сайте Федеральной инспекции. через личный кабинет налогоплательщика. Получить доступ к ЛК ФНС можно через учетную запись портала «Госуслуги» или же через логин и пароль, выданные в инспекции.

Правила заполнения согласия

Переходим к порядку заполнения формы. Письменное согласие на предоставление налоговыми органами сведений, содержащих налоговую тайну, заполняется исключительно в унифицированном формате (КНД 1110058). В противном случае налоговики откажут в приеме документа. Еще бланк не примут, если будут обнаружены ошибки в заполнении формы. Разберемся, как правильно подготовить документ.

Шаг 1. В шапке документа необходимо указать ИНН и КПП экономического субъекта, от имени которого будет оформляться разрешение о налоговой тайне. Вносите реквизиты в соответствии с регистрационными свидетельствами, выданными ФНС.

Шаг 2. Укажите код территориального отделения ФНС, в которое будет подано согласие. Документ необходимо направить по месту учета экономического субъекта. Код состоит из 4 цифр, узнать его можно на сайте инспекции или позвонив в ИФНС.

Шаг 3. Теперь вписываем наименование экономического субъекта: организации или индивидуального предпринимателя. Наименование вписываем особым образом, каждую букву следует указывать в отдельной ячейке.

Если информационное разрешение подается от имени физического лица или ИП, то необходимо указать паспортные данные гражданина либо реквизиты иного удостоверяющего личность документа.

Шаг 4. Далее нужно обозначить объем информации, который становится общедоступным, и ограничить временной промежуток — указать конкретный период, за который тайные сведения будут считаться открытыми.

Шаг 5. Пропишите количество страниц. Блок данных о налогоплательщике заполняется в обычном порядке. Сведения вносятся только в левую часть страницы. Указывается Ф.И.О.

руководителя организации либо доверенного представителя и вписывается номер контактного телефона.

Если информация подается через доверенного представителя, то необходимо указать реквизиты доверенности либо иного правоустанавливающего документа.

Шаг 6. Дату заполнения и подпись проставляет составитель.

Шаг 7. Переходим на следующую страницу согласия о налоговой тайне. В шапке листа дублируем ИНН и КПП заявителя. А в соответствующем поле формы указываем коды сведений, по которым дается разрешение на их использование в общедоступном порядке. Перечень кодов закреплен в приложении № 3 к Приказу ФНС России от 15.11.2016 № ММВ-7-17/615@.

Например, налогоплательщик вправе сделать общедоступными следующие виды данных:

  • 0100 — данные о физическом лице (паспортные данные, гражданство, дата и место рождения, адрес проживания);
  • 0200 — сведения об организации (информация о структурных подразделениях, наличии лицензий, разрешений на пользование недрами, ресурсами);
  • 1200 — информация о доходах физических лиц (данные о начисленной заработной платы в отношении наемных работников организации или ИП).

Шаг 8. Код 1400 в согласии налогоплательщика обозначает иную информацию, которая не была включена в вышеуказанную группировку. Данный тип сведений должен быть расшифрован в отдельности. Для этого в специальном поле необходимо указать наименование и тип сведений, на которые распространяется согласие. Если таковых данных нет, оставьте поле пустым.

Готовый образец заполнения согласия налогоплательщика на признание сведений общедоступными

Скачать

Источник: https://gosuchetnik.ru/bukhgalteriya/raskrytie-nalogovoy-tayny-chto-eto-i-kak-pravilno-oformit-soglasie

Какие сведения составляют налоговую тайну?

Сведения, ранее составлявшие налоговую тайну, активно скачивают

Налоговую тайну составляют отдельные сведения, имеющиеся у налоговых органов о плательщиках налогов и сборов. В своих письмах Минфин неоднократно указывал на необходимость при выборе партнеров в бизнесе проявлять должную осмотрительность.

Но тем, кто обращается в налоговые органы с просьбами предоставить данные о том или ином юрлице, налоговики говорят о невозможности раскрытия информации, прикрываясь налоговой тайной.

Так какие же сведения относятся к налоговой тайне, каким образом эта информация должна охраняться, расскажем в этой статье.

Информация, защищаемая в режиме налоговой тайны, является конфиденциальной

Ответственность за разглашение сведений, составляющих налоговую тайну

Какие сведения о компании не включаются в состав налоговой тайны (ИНН, среднесписочная численность и прочие)

Какие сведения налогоплательщика относятся к налоговой тайне

Являются ли налоговые декларации коммерческой тайной

Итоги

Информация, защищаемая в режиме налоговой тайны, является конфиденциальной

Налоговой тайне отведена отдельная статья НК РФ с одноименным названием под номером 102. Налоговая тайна — законодательно установленный особый порядок доступа и применения информации о налогоплательщиках, полученной налоговыми органами в ходе взаимодействия с налогоплательщиками.

В процессе работы компаний с налоговыми органами последние получают много информации, которая касается предпринимательской деятельности компаний. Что, безусловно, приводит к опасениям за сохранность такой информации. Согласно ст.

102 НК РФ информация, защищаемая в режиме налоговой тайны, является секретной и не должна быть раскрыта налоговыми органами и прочими государственными структурами, их служащими и прочими лицами, которым в силу служебных обязанностей эта информация стала известна.

Ответственность за разглашение сведений, составляющих налоговую тайну

Сведения, составляющие налоговую тайну, имеют особый порядок доступа и хранения. Потеря документов с информацией, составляющей налоговую тайну, а также разглашение сведений, относимых к тайным, влечет ответственность должностных лиц в рамках законодательства РФ, вплоть до уголовной.

Служащие не вправе разглашать информацию, которую они получили в ходе своей работы, без согласия обладателя этой информации, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ (по запросу судов, органов предварительного следствия или дознания).

Не дозволено предоставление налоговыми органами баз данных, архивов, исключая случаи, установленные законодательством РФ.

Какие сведения о компании не включаются в состав налоговой тайны (ИНН, среднесписочная численность и прочие)

К налоговой тайне не относятся сведения, полученные налоговыми органами и другими госструктурами, относимые к исключениям, указанным в подп. 1–13 п. 1 ст. 102 НК РФ. Они следующие:

  • ИНН.
  • Сведения о налогоплательщике, ставшие общедоступными, включая те, которые стали такими с его согласия. В наиболее полном виде общедоступная информация содержится в выписке из ЕГРЮЛ. В настоящее время ее может получить на сайте ФНС любой заинтересованный пользователь, указав в запросе наименование и ИНН или ОГРН интересующего юрлица.
  • Сведения о нарушениях плательщика, связанных с налоговым законодательством, включая недоимки, пени и штрафы, имеющиеся у него.

Как узнать о наличии задолженности физлица по налогу на транспорт, как узнать сумму налога по ИНН см. статью: «Как узнать транспортный налог по ИНН (без регистрации)?».

  • Сведения, предоставленные налоговыми или правоохранительными органами других стран, переданные в рамках международных договоренностей о сотрудничестве указанных ведомств этих стран с РФ.
  • Информация о применении налогоплательщиком спецрежимов или участии его в консолидированной группе плательщиков налогов.
  • С июня 2016 года среднесписочная численность работников за предшествующий год не относится к данным, составляющим налоговую тайну.
  • С этого же периода не является тайной информация об уплаченных налогах, взносах и сборах организации за предыдущий год. Исключения — сведения о суммах таможенных сборов, взимаемых в рамках ЕАЭС, а также суммах, переведенных в рамках обязательств налогового агента.
  • Информация о размере доходов и расходов за предшествующий год, предоставленная в налоговые органы в составе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  • С 2016 года открытой считается также информация о постановке на учет организаций и физических лиц других стран.

Какие сведения налогоплательщика относятся к налоговой тайне

Перечень предоставляемой в налоговые органы информации, разрешенной для разглашения, строго ограничен. Значит, в состав налоговой тайны включаются сведения, не указанные в вышеприведенном списке исключений.

Сюда можно отнести любую информацию о производственных процессах, проходящих в компании, о партнерах организации и условиях сделок.

Под данными, составляющими налоговую тайну, понимаются и сведения, полученные в рамках проведения налоговых проверок, данные, полученные от органов, выдающих лицензии, учреждений соцзащиты, медицинских и образовательных учреждений, нотариальных контор и банков.

В частности, к тайным относятся сведения, содержащиеся в специальных декларациях, поданных гражданами в рамках закона «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках…» от 08.06.2015 № 140-ФЗ.

Являются ли налоговые декларации коммерческой тайной

Источник: https://nalog-nalog.ru/spravochnaya_informaciya/kakie_svedeniya_sostavlyayut_nalogovuyu_tajnu/

О раскрытии отчетных данных налогоплательщиков — юридических лиц на сайте фнс россии

Сведения, ранее составлявшие налоговую тайну, активно скачивают

До конца 2018 года налоговая служба полностью раскроет сведения о налогоплательщиках — юридических лицах, которые ранее составляли налоговую тайну о налогоплательщиках, на своем сайте.

    С 1 августа на сайте ФНС России стали доступны следующие сведения:
  • о применяемых налогоплательщиком специальных налоговых режимах;
  • о среднесписочной численности работников;
  • об участии налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков.
    С 2 октября стали доступны сведения:
  • о суммах налогов и сборов, уплаченных организациями;
  • о значениях показателей доходов и расходов финансовой (бухгалтерской) отчетности.
    С 1 декабря станут, как ожидается, доступными сведения:
  • о суммах недоимки по налогам и сборам;
  • о наличии нарушений налогового законодательства;
  • о мерах налоговой ответственности по этим нарушениям.

Выложенная информация будет всегда актуальной по состоянию на 31 декабря предыдущего года, а в случае со среднесписочной численностью – за предыдущий календарный год.

Сведения о крупнейших налогоплательщиках, а также о госкомпаниях и стратегических предприятиях оборонной сферы раскрываться не будут из-за введенных в начале апреля этого года новых антироссийских санкций.

Данные на сайте ФНС России появились на этот раз не в виде удобного и доступного электронного сервиса базы данных с поисковой строкой, а в виде файлов .csv или .xml, содержащих наборы электронных записей, с которыми работать очень не просто, если не являться специалистом и которые нужно еще скачать и разархивировать, а их размер не маленький.

С одной стороны, такая выкладка сведений в формате простого набора открытых данных, а не в виде базы данных с удобным поиском, затрудняет пользование этими данными.

Но с другой стороны, это позволяет хотя бы таким образом защитить сведения о налогоплательщиках от праздного интереса случайных лиц, не имеющих отношения к деятельности организаций, не являющихся их действующими или потенциальными партнерами.

    Сведения о конкретных организациях-налогоплательщиках по видам информации содержатся в следующих файлах под номером:
  • № 73 — Сведения о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками;
  • № 74 — Сведения об участии в консолидированной группе налогоплательщиков;
  • № 75 — Сведения о среднесписочной численности работников организации;
  • № 77 — Сведения о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • № 78 — Сведения об уплаченных организацией суммах налогов и сборов (по каждому налогу и сбору).

По закону, отсрочка не будет считаться просроченной задолженностью, не приведет к начислению пени и штрафных санкций, взысканию залоговой недвижимости и не отразится на кредитной истории.

Ипотека оформляется, как правило, на длительный срок, на 15–25 лет. И конечно никто не может быть уверен, что за это время не возникнут ситуации, когда станет сложно или невозможно уплачивать ежемесячные платежи по ипотеке в обычном режиме.

Появление «ипотечных каникул» немного смягчает условия ипотеки.

Действие закона об «ипотечных каникулах» распространяется как на новые, так и на действующие кредитные договоры и имеет отношение к ипотечным кредитам, размер которых не превышает 15 млн рублей.

Условия предоставления ипотечных каникул

    К основаниям для предоставления заемщикам ипотечных каникул относятся:
  • снижение семейного дохода более чем на треть при условии, что размер выплат банку превышает 50% от среднемесячного дохода заемщика;
  • временная нетрудоспособность заемщика в течение двух и более месяцев,
  • получение инвалидности I или II группы,
  • потеря кормильца.

Кроме того, заемщик может рассчитывать на ипотечные каникулы в случае, если он стал родителем, опекуном, попечителем, усыновителем и при этом произошло снижение среднемесячного дохода более чем на 20% по сравнению с прежним.

Порядок обращения за ипотечными каникулами

Заемщики, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, обращаются в банк с заявлением с просьбой предоставить ипотечные каникулы.

По закону, банк обязан рассмотреть обращение заемщика и ответить на него в течение пяти дней.

К заявлению заемщик прилагает помимо документов, подтверждающих обстоятельства и события, связанные с длительной нетрудоспособностью или получением инвалидности или снижением семейного дохода, также еще выписку из ЕГРН, которая должна подтверждать, что залоговая квартира является единственным жильем заемщика.

Если у заемщика есть жилье в общей собственности, но его доля не превышает норму предоставления площади жилого помещения, установленную в соответствии с частью 2 статьи 50 Жилищного кодекса РФ, то ипотечное жилье признается единственным.

По закону банк не может отказать нам в предоставлении ипотечных каникул, если мы обращаемся в первый раз.

Засада состоит в том, что во второй раз каникулы нам не предоставят.

Конечно, банк может пойти нам навстречу и предоставить такие каникулы более одного раза, но уже только по собственной воле, поскольку банки все-таки не заинтересованы в банкротстве заемщиков. Но не более того.

Условия предоставления ипотечных каникул, как они есть, представляются все-таки «деревянными», несколько оторванными от жизни и практических нужд людей: каникулами можно воспользоваться только один раз, тогда как долгосрочный характер договора ипотечного кредитования неизбежно предполагает возникновение непростых жизненных ситуаций у заемщиков в превеликом множестве.

Это все же лучше, чем ничего, но кажется, было бы благоразумнее, если бы ипотечными каникулами можно было воспользоваться не один раз, а несколько — по мере возникновения критических ситуаций у заемщика с отсрочкой не на шесть, а двенадцать месяцев по совокупности в течение всего срока действия кредитного договора.

https://www.youtube.com/watch?v=Qxv2nEWCnFM

То есть кредитный договор пролонгировался бы в связи с ипотечными каникулами не более, чем на год по совокупности отсрочек его исполнения заемщиком. Тогда — да, такой закон стал бы действительно реальной отдушиной для людей.

А так получится, что банк, предоставив ипотечные каникулы один раз, больше не сочтет себя обязанным идти навстречу заемщикам в дальнейших крайне затруднительных случаях, от которых никто не застрахован в течение многолетнего исполнения договорных обязательств заемщиком.

Когда выгоднее оформлять ипотечные каникулы

Даже если наши дохода снизились, то получается, что все равно целесообразнее продолжать платить кредит, поскольку деньги все-таки есть. Как вариант: можно обратиться в банк с просьбой уменьшить размер ежемесячного платежа и увеличить срок выплаты по кредиту.

А вот если мы остались совсем без дохода в силу разных обстоятельств, то тогда действительно лучше обращаться за ипотечными каникулами.

Источник: https://vrn-buh.ru/articles-2018/10/05-nalogovaya-tayna.php

Опубликованы сведения, ранее составлявшие налоговую тайну

Сведения, ранее составлявшие налоговую тайну, активно скачивают

Федеральная налоговая служба 1 августа начнет публиковать данные о компаниях, ранее составлявшие налоговую тайну.

Под «раскрытие» в этом году попадут большинство организаций. Однако структуры, которые входят в перечень стратегических предприятий и акционерных обществ, сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса или относятся к категории крупнейших налогоплательщиков, станут «прозрачными» лишь в 2020 году.

Режим налоговой тайны с информации о компаниях, которой располагает фискальное ведомство, был снят поправками в Налоговый кодекс РФ в 2016 году. Федеральной налоговой службе предстояло утвердить сроки и период размещения данных, а затем начать их публиковать.

Гражданам разрешили оплачивать имущественные налоги авансом

В общем доступе — на сайте ФНС в разделе «Открытые данные» — появятся сведения бухгалтерской и налоговой отчетности компаний.

Как пояснили «РГ» в налоговой службе, публикация этой информации позволит бизнесу проверять партнеров на добросовестность. Фискальное ведомство также рассчитывает на снижение числа организаций, уклоняющихся от налогообложения.

Полезными сведения могут оказаться и гражданам, ищущим работу. Они смогут оценить репутацию потенциального работодателя.

На первом этапе — 1 августа — будут обнародованы сведения о специальных налоговых режимах, применяемых организациями, об участии в консолидированной группе налогоплательщиков, о среднесписочной численности работников.

Далее информация будет размещаться по следующему графику: с 1 октября 2018 года — данные об уплаченных налогах (сборах, взносах) и о суммах доходов и расходов по сведениям бухгалтерской (финансовой) отчетности, с 1 декабря — информация о недоимках по налогам, пеням и штрафам, а также о правонарушениях и мерах ответственности за них.

Сложные вопросы налогообложения эксперты «РГ» разбирают в рубрике «Юрконсультация»

Также 1 декабря 2018 года состоится первая публикация информации о налоговых нарушениях, решения о привлечении к ответственности за которые вступили в силу со 2 июня 2016 года по 31 декабря 2017 года, но лишь в случае, если компания не уплатила штраф до 1 октября 2018 года.

Публикация данных в открытом доступе позволит компаниям оценивать добросовестность своих партнеров

Первого декабря 2019 года появятся первые сведения о недоимках по страховым взносам.

Первоначально старт публикации данных в этом году был запланирован на 1 июля. Однако в итоге ее отложили на месяц. В налоговой службе это объяснили большим количеством обращений со стороны компаний. Они просили дать им дополнительное время для проведения сверки предназначенной для раскрытия информации с налоговыми органами, и такое решение было принято.

ФНС не будет ограничивать участие адвокатов в налоговом контроле

Эксперты в целом оценивают старт публикации сведений о компаниях в открытом доступе положительно.

«Информация, которую раскроет налоговая служба, позволит организациям делать обоснованные выводы о возможностях контрагентов исполнить обязательство по сделке.

Как следствие, это даст возможность безопасно производить налоговый вычет суммы НДС и учитывать в расходах суммы, уплаченные по такой сделке», — комментирует Антон Зыков, партнер, руководитель практики разрешения налоговых споров «Делойт» СНГ.

Если контрагент по договору обязан осуществить масштабные строительно-монтажные работы, сведения о том, что в его штате числится лишь несколько человек, могут заставить разумно усомниться в возможности контрагента исполнить обязательство по сделке или, как минимум, поднять перед контрагентом вопрос о том, какими силами он планирует исполнить сделку, приводит пример Зыков.

Сопоставление суммы уплаченных налогов и доходов и расходов по данным бухгалтерской отчетности покажет масштаб деятельности контрагента, а также его финансовую и деловую состоятельность, уточняет партнер «Делойт» СНГ. «В целом, публикация сведений может помочь налогоплательщику принять обоснованное решение о заключении договора с контрагентом как с налоговой, так и с коммерческой точки зрения», — резюмирует Зыков.

Данные о стратегических компаниях и крупнейших налогоплательщиках откроют лишь в 2020 году

Компании смогут оперативно получать информацию об исполнении потенциальными контрагентами своих налоговых обязательств.

Это облегчит принятие управленческих решений: работать с той или иной организацией или нет, согласен Евгений Панкратов, старший консультант налоговой практики О2 Consulting.

«При возникновении налогового спора налогоплательщик сможет в той или иной степени апеллировать к показателям, выгруженным с сайта налоговой службы, для доказывания того, что контрагент имел все ресурсы, необходимые для исполнения контракта», — добавляет Панкратов.

Партнер Paragon Advice Group Александр Захаров, однако, усматривает в публикации данных о компаниях определенные риски. «Тот объем информации, который был выведен за пределы защиты налоговой тайной и появится в открытом доступе, может стать губительным для многих добросовестных юрлиц, поскольку к ним могут проявить интерес криминальные и близкие к ним элементы», — отмечает Захаров.

Источник:

Фнс впервые опубликовала налоговые данные компаний :: экономика :: рбк

ФНС раскрыла данные о компаниях, не составляющие налоговую тайну. Дальнейшая информация будет раскрываться поэтапно — до 1 декабря. Публикация данных переносилась дважды за последний год

Эмин Джафаров / «Коммерсантъ»

Федеральная налоговая служба (ФНС) впервые опубликовала данные о налоговой и бухгалтерской отчетности российских компаний. Они размещены в формате открытых данных на сайте ведомства (наборы под номерами 74–76).

Сведения о крупнейших налогоплательщиках, а также о стратегических предприятиях — оборонных и госкомпаниях — пока раскрываться не будут, сообщил РБК представитель службы. Причиной такого решения, по словам собеседников РБК, послужило введение в начале апреля новых антироссийских санкций Минфином США.

Первые данные, появившиеся на сайте ФНС, содержат информацию о специальных налоговых режимах, применяемых организациями, об участии в консолидированной группе налогоплательщиков и о среднесписочной численности работников организаций. Дальнейшая информация будет раскрываться поэтапно, писал РБК.

Второй этап публикаций согласно плану наступит 1 октября — в этот день в наборе открытых данных должна появиться информация о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской отчетности, а также сумме уплаченных налогов, сборов и страховых взносов. Еще через два месяца, то есть 1 декабря, ФНС обнародует суммы недоимки и задолженности по пеням и штрафам организаций, налоговые правонарушения и меры ответственности за них с указанием штрафов.

Данные появились в виде наборов электронных записей, с которыми неспециалисту работать невозможно, считает руководитель практики налоговых споров «МЭФ-Аудит PKF» Александр Овеснов.

«Налогоплательщики ожидали увидеть сведения в виде удобного и доступного электронного сервиса, например, в виде давно известных «Сведений о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» или иных аналогичных сервисов, представленных на сайте ФНС», — отметил Овеснов.

С ним согласен руководитель аналитического департамента «Пепеляев групп» Вадим Зарипов. По его словам, публикация в формате простого набора открытых данных, а не в виде базы данных с удобным поиском, затрудняет пользование этими сведениями.

Приказ о размещении данных о компаниях, включая те, с которых гриф налоговой тайны был снят в июне 2016 года (среднесписочная численность работников организации, уплаченные суммы налогов и сборов и объемы доходов и расходов), ФНС впервые утвердила в декабре 2016 года.

Как следовало из приложения к документу, налоговая служба должна была разместить эту информацию на своем сайте 25 июля прошлого года. Затем ведомство дважды переносило этот срок — на 1 июня 2018 года (соответствующий приказ опубликован на сайте ФНС), а затем на 1 августа.

Первичная цель раскрытия таких данных о компаниях — «предоставление налогоплательщикам полной и достоверной информации для анализа финансово-хозяйственной деятельности контрагентов», объясняла ФНС. В августе 2017 года была введена ст. 54.

1 Налогового кодекса, ужесточающая ответственность за налоговые нарушения контрагентов, напоминает Зарипов. Но ощутить эффект и сделать полноценные выводы о контрагенте компании смогут лишь после второго этапа публикации, считает эксперт.

​​ На конец июня 2018 года в России ведут деятельность более 4,2 млн юрлиц.

Среди компаний, с которых снимут режим налоговой тайны, не будет стратегических (оборонных предприятий и госкомпаний) минимум до 2020 года, говорили ранее РБК два собеседника, знакомые с ходом подготовки приказа.

В ФНС подтвердили, что к публикации пока не готовятся данные о компаниях, входящих «в перечень стратегических предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса, а также отнесенных к крупнейшим налогоплательщикам».

С апреля 2018 года к крупнейшим налогоплательщикам федерального уровня ФНС относит организации, чей общий объем полученных доходов за отчетный год превышает 35 млрд руб. (до апреля этот показатель составлял 20 млрд руб.).

В свою очередь, к крупнейшим налогоплательщикам на региональном уровне теперь относятся компании, чьи доходы находятся в диапазоне от 2 млрд до 35 млрд руб.

При этом в полномочия ФНС входит право самостоятельно отнести налогоплательщика к категории крупнейших независимо от соблюдения названных критериев.

Что касается стратегических предприятий, то они вписаны в соответствующий перечень, утвержденный президентом. Всего в него входит около 70 компаний. Среди них, например, «Роснефтегаз», «РусГидро», РЖД, «Роснефть», «Газпром», «Аэрофлот», банк ВТБ и другие компании.

Публикация сведений о доходах госкомпаний, числе работающих в компании сотрудников и суммах уплаченных налогов на фоне очередной волны санкций могла бы стать основанием для их расширения, говорил замдиректора департамента законотворческой деятельности ТПП Александр Селиванов.

«Для компаний, попавших под санкции, публикация финансовой информации лишь поможет стороне, наложившей санкции, контролировать их эффективность», — считает руководитель практики управления рисками ФБК Grant Thornton Роман Кенигсберг.

По мнению партнера KPMG Михаила Орлова, санкции вряд ли являются основным мотивом такой политики. «Скорее это повод», — считает он.

Источник:

Какие сведения составляют налоговую тайну?

Налоговую тайну составляют отдельные сведения, имеющиеся у налоговых органов о плательщиках налогов и сборов. В своих письмах Минфин неоднократно указывал на необходимость при выборе партнеров в бизнесе проявлять должную осмотрительность.

Но тем, кто обращается в налоговые органы с просьбами предоставить данные о том или ином юрлице, налоговики говорят о невозможности раскрытия информации, прикрываясь налоговой тайной.

Так какие же сведения относятся к налоговой тайне, каким образом эта информация должна охраняться, расскажем в этой статье.

Информация, защищаемая в режиме налоговой тайны, является конфиденциальной

Ответственность за разглашение сведений, составляющих налоговую тайну

Какие сведения о компании не включаются в состав налоговой тайны (ИНН, среднесписочная численность и прочие)

Какие сведения налогоплательщика относятся к налоговой тайне

Являются ли налоговые декларации коммерческой тайной

Итоги

Я президент
Добавить комментарий