Предпринимателям, занимающимся автоперевозками, штрафы за нарушения повысят в разы

Административные штрафы для предпринимателей вырастут многократно

Предпринимателям, занимающимся автоперевозками, штрафы за нарушения повысят в разы

Сейчас первого чтения в Гос­думе дожидается проект КоАПа, который во много раз усилит наказания за административные правонарушения. Например, он в 20 раз (с 10 000 до 200 000 руб.) увеличивает штрафы за фиктивное банкротство и в 30 раз (с 10 000 до 300 000 руб.) – за преднамеренное банкротство.

В 2,5 раза вырастет штраф для компаний за грубые нарушения условий лицензирования. В 5 раз – за невыполнение требований закона об обязательной экологической экспертизе, вдвое – за задержки платежей за негативное воздействие на окружающую среду (см. таблицу). Законодатели добавили и новые наказания для бизнеса, которых нет в действующем КоАПе.

Так, за грубые административные правонарушения компании будут лишать лицензий (в действующем кодексе самая серьезная санкция – приостановление деятельности компании на 90 суток) или даже ликвидировать.

Под удар попадают в первую очередь строители, ритейлеры, фармацевтические компании, медицинские и образовательные учреждения и промышленные предприятия, в частности пищепром, отмечают эксперты.

Предприниматель Дмитрий Потапенко, владелец сетей магазинов («Гастрономчикъ», «Апельсин», «Купцы», «Экономка», «Продэко»), иронизирует, что в советы директоров теперь придется вводить специальных менеджеров, которые будут заниматься переговорами с контролирующими органами и получать премии в виде процента от выставленных, но не уплаченных штрафов.

Говорить об окончательности изменений еще рано, поясняет один из разработчиков новой редакции КоАПа, зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Дмитрий Вяткин.

Как следует из пояснительной записки к законопроекту, нынешний КоАП, действующий с 2002 г., отстает от развития экономики и правовой системы. С того времени появились институты государственных закупок, контрактная система, приняты законы различных видов государственного надзора.

В Госдуме уже прошло 18 совещаний со всеми заинтересованными ведомствами, предстоит провести еще четыре.

Другой участник рабочей группы поделился, что некоторые штрафы в окончательной редакции могут быть смягчены, в частности штраф за фиктивное и преднамеренное банкротство, но все равно они будут намного выше нынешних.

По его словам, законодатели увеличивали штрафы только по необходимости – если старые сборы не оказывали на бизнес никакого воздействия или были слишком дороги в администрировании.

Кто пострадает

Максимальный размер штрафа для компаний составит 60 млн руб. – за уничтожение или повреждение особо ценных исторических зданий, включенных в список всемирного наследия. Для индивидуальных предпринимателей (ИП) максимальный штраф будет достигать 400 000 руб. (это вчетверо выше, нежели сейчас).

Он предусмотрен для тех, кто выпускает фальсифицированную продукцию или легализует доходы, полученные преступным путем. Получить максимальные штрафы рискуют прежде всего строительные компании, говорит Денис Голубев, старший юрист адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры».

Самая распространенная ситуация – когда частные застройщики под видом реконструкции разрушают памятники архитектуры, поясняет юрист.

Также новый кодекс ужесточит контроль за компаниями и ИП, чья деятельность подлежит обязательному лицензированию, замечает Дмитрий Липатов, партнер юридической компании «Деловой фарватер». Речь идет о строительстве, образовании, медицинских услугах, торговле алкогольными напитками и т. д.

Лишиться лицензии может любая фирма и ИП, которые грубо нарушают условия этой лицензии.

Например, если фармацевтическая компания не соблюдает правила изготовления и отпуска препаратов или если медицинское учреждение не заключает трудовые договоры с работниками, которые занимаются техническим обслуживанием оборудования, поясняет Голубев.

Снисходительность к слабым

Тем не менее новый кодекс предусматривает ряд послаблений. В частности, при наличии смягчающих вину обстоятельств суд сможет назначить штраф «ниже низшего предела». Законодатели также расширили список смягчающих обстоятельств, которые, на их взгляд, могут сыграть роль в суде при назначении штрафов ниже минимума.

Например, если компания добровольно откажется от исполнения заключенного ею соглашения, нарушающего конкуренцию. Проще говоря, если компания договаривается с другой компанией о том, что цена на продукцию не может быть меньше определенного уровня, а позже отказывается участвовать в ценовом сговоре, поясняет Липатов.

Также смягчающим обстоятельством считается, если компания участвовала в ценовом сговоре, но не являлась его организатором, говорит Липатов.

В кодекс добавилось еще одно важное смягчающее обстоятельство – для тех, кто совершил административный проступок под влиянием угрозы либо из-за служебной, материальной или иной зависимости. В КоАП оно перекочевало из Уголовного кодекса. Скажем, если собственники предприятия под угрозой невыплаты премиальных заставляют гендиректора, например, сливать отходы производства без очистки.

Послабления раскаявшимся

Новый КоАП вводит новые основания для полного освобождения от административной ответственности – например, деятельное раскаяние. Речь идет о тех, кто совершил незначительное нарушение, а потом помогал следствию или добровольно возместил ущерб, поясняет Вячеслав Ушкалов, партнер адвокатского бюро «Плешаков, Ушкалов и партнеры».

И касается это абсолютно любого бизнеса – строительных организаций, ритейлеров, рекламных компаний, сказал он. Например, агентство наружной рекламы размещает важную информацию на билборде мелким шрифтом, нарушая тем самым закон о рекламе.

Если антимонопольная служба обнаружит нарушение, агентству достаточно признать вину и переделать билборд, чтобы избежать наказания, говорит Ушкалов.

Абсолютное новшество в КоАПе, отмечают эксперты, – освобождение от ответственности, если пострадавшая сторона злоупотребила своими правами.

Эта мера может оказаться весьма эффективной в борьбе с так называемым потребительским терроризмом, когда покупатель атакует исками продавца, пытаясь получить компенсацию морального вреда или другую выгоду (бонусы или скидки), замечает Ушкалов.

По его словам, такое злоупотребление легко доказуемо – например, если истец неоднократно подавал в суд на одну и ту же компанию.

Убить или пожурить

Если раньше бизнес подавляли только с помощью Уголовного кодекса, то теперь – еще и с помощью КоАПа, считает Сергей Зеленов, член совета московского отделения «Опоры России».

По его мнению, законопроект преследует цель оперативного пополнения бюджета за счет штрафов, поскольку административные правонарушения в отличие от уголовных в судах рассматриваются быстро – как правило, за одно заседание.

По словам предпринимателя Дмитрия Потапенко, небольшой продовольственный магазин площадью 150 кв. м с оборотом 1,2 млн руб. на зарплаты сотрудников тратит 200 000 руб. в месяц.

Сейчас за грубое нарушение лицензионных условий приходится платить столько же.

«Торговлю контролирует около 30 проверяющих органов, в год у нас проходит в среднем 24 проверки, и, если каждый раз проверяющие будут выставлять штраф в 500 000 руб., это приведет к неминуемому разорению», – говорит он.

Источник: //www.vedomosti.ru/management/articles/2016/02/10/628264-shtrafi-predprinimatelei

Перевозчикам пригрозили приостановкой: Госдума ужесточила санкции за «неправильное использование» тахографов 12:45, 18 июля 2019 Версия для печати

Предпринимателям, занимающимся автоперевозками, штрафы за нарушения повысят в разы

Госдума приняла поправку к КоАП, повышающую штрафы за неоснащение ТС тахографами и нарушение требований к их использованию. Авторы законопроекта задумывались также о новом наказании для юрлиц – приостановке деятельности компаний-нарушителей на срок до трех месяцев.

16 июля Госдума во втором чтении одобрила инициированный правительством проект поправок к КоАП, ужесточающий ответственность и вводящий новые штрафы для ИП и юрлиц за выход на линию без тахографа, а также за нарушение требований к его использованию.

Штрафы могут вырасти:

  • Для водителей – до ₽3-5 тыс. (сегодня ₽1-3 тыс.)
  • Для должностных лиц – до ₽7-10 тыс. (сегодня – ₽5-10 тыс.)
  • Для индивидуальных предпринимателей – до ₽15-25 тыс.
  • Для юридических лиц – до ₽20-50 тыс.

Изначально законопроект предусматривал новое наказание для юридических лиц – приостановку деятельности на срок до 90 дней. Предполагалось, что в некоторых случаях оно будет заменять штраф, однако 17 июля на сайте Госдумы был опубликован текст к третьему чтению, из которого эта санкция исчезла.  

Предложенные поправки изменяют размер штрафов не только за отсутствие тахографа, но и за нарушение режима труда и отдыха. Вилка штрафа для водителя сузится до ₽1,5-2 тыс. (сегодня это ₽1-3 тыс.); для ИП штрафы составят ₽15-20 тыс., а для юридических лиц – ₽20-50 тыс. 

Оштрафовать предпринимателя можно будет лишь в том случае, если удастся доказать, что именно он установил режим работы, противоречащий требованиям закона.

  

Председатель Госдумы Вячеслав Володин, комментируя принятые поправки, отметил, что ужесточение ответственности призвано защитить трудовые права водителей.

По мнению Володина, это также мотивирует перевозчиков не выпускать на линию уставших сотрудников в погоне за длинным рублем.

Информация обновлена: 18 июля законопроект был принят в третьем, финальном чтении. Он вступит в силу 1 ноября. 

Какой тахограф – «правильный»?

— Многие грузовики и автобусы оборудованы устаревшими аналоговыми тахографами, – рассказал нам президент некоммерческого партнерства «Содействие развитию тахографических систем» (СРТС) Владимир Котов. – В соответствии с 36 приказом их нужно менять. Но перевозчики не спешат выполнять требования Минтранса, ведь для этого придётся вносить изменения в конструкцию ТС.

Владимир Котов уверен: даже после вступления поправок в силу некоторые перевозчики продолжат использовать старые аналоговые тахографы. На их стороне – судебная практика; предпринимателям неоднократно удавалось доказать в суде своё право использовать устройства, установленные заводом-производителем. Однако контроль за перевозчиками, по мнению эксперта, действительно могут ужесточить.

— Штрафы будут выписывать в первую очередь контролёрам, должностным лицам. Перевозчиков уже давно принуждают покупать тахографы, чтобы поднять бизнес их производителей, именно для этого такие законы и принимаются, – уверен наш собеседник. – А практической пользы от них мало. 

Сегодня в России контролируют не режим труда и отдыха, а наличие или отсутствие тахографа. 

На сотнях тысяч машин установлены тахографы СКЗИ, но стали ли водители отдыхать, как положено? Таких данных нет! Неизвестно, сколько ДТП происходит из-за усталости и недосыпа водителей коммерческого транспорта.

Владимир Котов уверен: чтобы навести порядок на дорогах, необходимо «перезагрузить» понимание проблемы и начать контролировать не наличие тахографов, а работу водителей. 

Проблемы водителей и перевозчиков

Руководитель сектора применения тахографов Гильдии логистических операторов Московской Торгово-промышленной палаты Алла Петрова считает, что одобренный Госдумой законопроект не имеет права на существование и приводит удручающую статистику:

— Тахографы стали обязательными для перевозок внутри России в 2010 году. Мы внедряем их почти 10 лет. Помогает ли это контролировать режим труда и отдыха? Скорее нет, чем да! По части 2 ст. 11.

23 КоАП (нарушение режима труда и отдыха) выписывается не более 5% от общего числа протоколов.

Все остальные протоколы выписываются по части 1 (неоснащение ТС тахографами или оснащение ТС тахографами, не отвечающими «установленным требованиям» – эта формулировка сама по себе является спорной).

Алла Петрова приводит пример европейских стран, в которых тахографы не только повышают безопасность на дорогах, но и регулируют рынок труда, содействуют социальной защите водителей.

— Если в России водители будут соблюдать режим труда и отдыха, то их количество придётся увеличить как минимум на 50%. Но если водитель будет работать меньше, то и получать он будет меньше, – объясняет эксперт.

– Есть и другая проблема, препятствующая соблюдению режима. Это отсутствие необходимой инфраструктуры. Водитель, у которого в прицепе находится груз ценой в десятки миллионов рублей, не станет ночевать на обочине, даже если очень устанет.

Он будет ехать до ближайшей охраняемой стоянки, пусть и с закрывающимися глазами.  

Поэтому прежде чем увеличивать штрафы, необходимо решить социальные вопросы и привести в порядок дорожную инфраструктуру. 

Алла Петрова также указывает, что большинство положений законопроекта направлено на внесение изменений в статьи КоАП (5.27, 12.31, 14.

1), устанавливающие самостоятельные механизмы ответственности за нарушение режимов труда и отдыха, требований по допуску ТС к эксплуатации, лицензионных условий. Такой подход приведет к правовой неопределенности и выведет водителей из сферы социальной защищенности со стороны Трудового кодекса.

Законопроект не предлагает никаких новых механизмов, а просто некорректно перераспределяет существующие.

Кроме того, существующие статьи уже КоАП устанавливают серьезные штрафы, например, за нарушение трудового законодательства (ст. 5.27). Законопроект не учитывает наличие ст. 19.19 (о нарушениях метрологического законодательства), имеющей прямое отношение к тахографам и также устанавливающей большие штрафы.

— Мы много лет проводим административную реформу, боремся с дублированием надзорных функций, – сетует Алла Петрова. — Зачем же принимать законопроекты, которые ничего, кроме дублирования штрафов, не предполагают?

Больше штрафов – меньше нарушителей

Несмотря на несовершенство действующего законодательства, большие транспортные компании предпочитают с ним ладить. 

— Сегодня тахографами не пользуются в основном индивидуальные предприниматели и частники, – рассказывает руководитель компании «МониторингАвто» Сергей Скнарин. – Крупные организации уже оснастили свои автопарки современными тахографами или занимаются этим в настоящее время.

Количество нарушителей, уверен наш собеседник, снизится тогда, когда размер штрафа будет сопоставим со стоимостью самого оборудования.

Производители и дистрибьюторы тахографического оборудования, по его словам, сегодня отмечают лишь незначительное увеличение спроса.

Ажиотаж может наступить осенью, когда использование тахографов станет обязательным для физических лиц, а размер штрафов за их отсутствие возрастёт.

— Эти нововведения направлены на обеление рынка. цель, которую преследуют авторы законопроекта – борьба с теневым сектором. 

И хотя определенный процент «серых» перевозчиков будет оставаться всегда, со временем их будет становиться всё меньше и меньше.

Сергей Скнарин уверен: эффективность борьбы с серыми перевозчиками зависит от того, как часто санкции и штрафы будут применяться к нарушителям.

Проблемы общего характера

По мнению наших собеседников, соблюдению режима труда и отдыха в России препятствует несколько фундаментальных проблем.  

— У нас слишком дешевый фрахт, – уверен Владимир Котов. – Ситуация на рынке вынуждает владельцев грузовиков и предпринимателей нарушать режим труда и отдыха, и это проблема общеэкономического характера. Теоретически, тотальный контроль может её решить. 

Если перевозчиков заставят соблюдать режим, то многие просто бросят машины у забора и пойдут работать туда, где больше платят. 

Тогда возникнет дефицит транспорта, и ставки могут подняться. Но соблюдать режим и работать за копеечные зарплаты перевозчики не будут, – рассуждает президент СРТС. 

Алла Петрова уверена, что система тахографического контроля требует серьезной доработки – как в техническом, так и в юридическом плане. 

— Постоянно случаются какие-то технические накладки, – рассказывает она. – Например, тахографы с СКЗИ зачастую не соответствуют требованиям 36 приказа. Но больше всего несоответствий и явных ошибок в нормативных актах. Приведу пример: 

режим труда и отдыха – понятие из Трудового кодекса, ответственность за нарушения которого несет работодатель. Но штрафы почему-то накладывают на водителей! 

Причина – в юридической безграмотности. Изначально ст. 11.

23 КоАП относилась к международным перевозкам, и это было оправдано, ведь оштрафовать зарубежного работодателя надзорные органы не могли.

Но зачем было распространять её на перевозки внутри страны? Другой пример: в федеральном законе «О безопасности дорожного движения» прописано, что оснащать ТС тахографом должен его владелец, предприниматель. Почему в таком случае штрафы выписывают водителям?

О несовершенстве действующего законодательства говорит и Сергей Скнарин. 

— В России сегодня фактически сосуществует несколько разных типов тахографов с разной степенью легальности.

Ситуация настолько запутанная, что не только водители, но и сотрудники надзорных органов зачастую не могут в ней разобраться! Это, кстати, довольно важный момент: необходимо обучать сотрудников ГИБДД всем юридическим нюансам, так как многие из них в данных вопросах некомпетентны, – отмечает эксперт.

Что же касается самого законопроекта, то наши собеседники сходятся во мнении: он может достигнуть определенных целей и заставить большую часть перевозчиков приобрести современные тахографы. Но их наличие вряд ли заставит водителей соблюдать режим труда и отдыха – для этого правительству необходимо решить другие, гораздо более глобальные проблемы.  

Источник: //news.ati.su/article/2019/07/18/shtrafy-i-priostanovka-deyatelnosti-gosduma-uzhestochit-sankcii-za-nepravilnoe-ispolzovanie-tahografov-124500/

Гибдд хочет поднять штрафы в 6 раз, но госдума готова спасти водителей

Предпринимателям, занимающимся автоперевозками, штрафы за нарушения повысят в разы

С инициативой повысить штраф за превышение скорости с 500 до 3000 рублей выступил заместитель начальника ГУОБДД МВД РФ Олег Понарьин в рамках общественных слушаний по вопросам стратегии безопасного дорожного движения, прошедших в Госдуме.

«Это, с одной стороны, позволит сдержать постоянный рост количества нарушителей.

С другой стороны, мы консультировались с Федеральной службой судебных приставов, и это даст им возможность в упрощенном режиме взыскивать долги по штрафам», заявил Понарьин.

Он также отметил, что в ГИБДД выступают за отмену возможности оплачивать штраф с 50%-ой скидкой для водителей, многократно попадавшихся на нарушениях ПДД, в том числе — на превышении разрешенной скорости.

«Также, по нашему мнению, целесообразно ввести увеличенный размер штрафа для систематических нарушений скоростного режима начиная с нарушения на 20 км/час», отметил замначальника ГУОБДД МВД РФ.

Одновременно с этим чиновник заявил, что в ГИБДД предлагают отложить снижение нештрафуемого порога скорости с 20 до 10 км/ч хотя бы на два года.

За это время, мол, будет проведен мониторинг действующих скоростных режимов, а дороги — приведены в соответствие реальным условиям движения.

Разногласия законодателей

Еще во время общественных слушаний предложение ГИБДД вызвало эффект разорвавшейся бомбы, причем не только у сторонних наблюдателей.

Вопреки стереотипам о монолитности властных структур именно депутаты Госдумы идею об увеличении штрафа за превышение скорости на 20-40 км/ч с 500 до 3000 рублей не поддержали.

«Пусть сначала дороги приведут в порядок», — отметил председатель комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев.

Не нашло полного понимания предложение ГИБДД и у первого замглавы комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслава Лысакова. Правозащитник отметил, что подобный штраф нужно повысить, но лишь до 1000 рублей: «Когда правительство внесет [поправки], мы будем [их] рассматривать с точки зрения здравого смысла».

В свою очередь замглавы комитета Госдумы по транспорту и строительству Владимир Афонский еще больше раскритиковал инициативу ГИБДД. «Откуда взялась сумма именно в 3 тысячи рублей? Почему не 2 тысячи, не 5 тысяч, не 10 тысяч?» — заявил Афонский, добавив, что, по его мнению, цифра 3000 рублей в предложении ГИБДД ничем не обоснована и в буквальном смысле взята с потолка.

Кому выгодно повышение штрафов?

Почему представители ГИБДД заговорили об увеличении штрафов за превышение на 20-40 км/ч именно сейчас — понять нетрудно. В настоящее время идет активная подготовка возвращения в КоАП санкции за превышение скорости на 10-20 км/ч.

Если за данное нарушение штрафовать на 500 рублей, то одинаковое наказание будет грозить как тем, кто превысил скорость на 11 км/ч, так и тем, кто едет быстрее лимита на 39 км/ч.

Согласитесь, разница в тяжести возможных последствий в данном случае есть, поэтому само по себе предложение сделать штрафы более дифференцированными не лишено логики.

Вопреки мнению большинства водителей не является завышенной и предложенная сумма штрафа. Во-первых, в российском законодательстве есть штрафы и повыше, хотя не всегда суровость наказания связана с опасностью для окружающих.

Чего стоит, к примеру, санкция в размере 5000 рублей за неоплаченную парковку в Москве. Вряд ли кто-то умрет или пострадает лишь от того, что какой-то автомобилист не заплатит за стоянку в городе.

А вот с превышением скорости на 20-40 км/ч все уже не так однозначно: последствия действительно могут быть серьезными.

Во-вторых, если сравнить размер предложенного штрафа с законодательством других стран, окажется, что кара в 3000 рублей за такое нарушение не такое уж и страшное.

Например, за превышение скоростного лимита на 21-30 км/ч в Польше водителю грозит штраф до 200 злотых (примерно 3400 рублей), в Литве — штраф 30-90 евро (2188 — 6500 рублей), в Латвии — 40-80 евро (2900 — 5800 рублей), в Румынии — 435 лей (6600 рублей). Причем обратите внимание, мы специально перечислили те страны, где доходы граждан сопоставимы с российскими.

В Германии, Франции или Великобритании штрафы (вкупе с зарплатами) еще выше. А о дополнительных санкциях вроде штрафных баллов, из-за которых нарушители во всех этих странах могут лишиться водительских прав, мы и вовсе молчим.

К чему может привести новый штраф за скорость?

То есть само по себе предложение ГИБДД достаточно нейтральное. А вот настоящая проблема заключается в том, что инициатива просто игнорирует российские реалии. А ведь из-за них она может превратиться в настоящую головную боль для водителей.

Во-первых — если предложение ГИБДД примут — существующий перекос в системе наказаний по КоАП никуда не денется, а просто переместится в другую плоскость. К примеру, превышение более чем на 80 км/ч, согласно действующему законодательству, наказывается штрафом 5000 рублей (либо лишением прав на срок до 6 месяцев).

И тут у некоторых водителей может возникнуть обратная реакция: гнать на все деньги, коли всё равно оштрафуют. Ведь разница между 3000 рублей и 5000 рублей не столь велика.

Во-вторых, для того чтобы водители действительно снизили скорость, недостаточно просто установить высокие штрафы. Нужно сделать так, чтобы они работали, и правильно организовать дорожное движение. А с этим, как мы знаем, в России очень большие проблемы.

«Все мои штрафы, которые я получил за превышение скорости на 20 км/ч, стали следствием «дорожных ловушек», которые устроили при организации дорожного движения, — пояснил 4R.ru координатор движения «Синие Ведерки» Пётр Шкуматов. — Делается все, чтобы запутать водителя, чтобы он ошибся.

Это не безопасное движение, когда водителей побуждают снизить скорость, а специальные места, в которые ставят камеры».

Эксперт добавил, что никаких статистических обоснований опасности предложенных изменений предоставлено не было.

«Почему [предлагается поднять штраф] в шесть раз, а не в двадцать? Почему у нас там, где ходят пешеходы, можно ехать 60 км/ч, а там, где их нет, например, на дороге с 8 полосами движения — тоже 60 км/ч? Где организация дорожного движения и санкции для тех, кто это устраивает?» — прокомментировал Шкуматов инициативу ГИБДД.

Наконец, в-третьих, настораживает еще один факт, на который мало кто обратил внимание.

Так, комментируя собственную инициативу, в ГИБДД пояснили, что предложение повысить штрафы до 3000 рублей появилось по совету Федеральной службы судебных приставов.

ФССП объяснила, что до этой суммы приставы могут взыскивать штрафы без возбуждения исполнительного производства. То есть возникает чувство, что именно в России взят курс на превращение штрафов за нарушения ПДД в своеобразный налог на быструю езду.

«Данные предложения не имеют никакого отношения к безопасности дорожного движения и направлены на то, чтобы выкачать как можно больше денег из водителей, — соглашается глава «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин.

 — Тем более несколько месяцев назад глава ГИБДД сказал, что они «замучали и запутали» людей постоянными изменениями ПДД и нужен мораторий на них. Я думаю, что сейчас Госавтоинспекцию используют как инструмент.

Это идет от правительства и финансовых ведомств, которое хочет обложить [своеобразными] «налогами» средний класс, который что-то еще имеет, и у которого можно еще что-то взять квазилегальным способом», — отметил В. Похмелкин в разговоре с корреспондентом 4R.ru.

Таким образом, от предложения ГИБДД увеличить штраф за превышение скорости на 20-40 км/ч действительно может получиться больше вреда, чем пользы для простых водителей. Причина — в уже существующих особенностях нашего законодательства и практики работы дорожных структур.

И немного о хорошем

Кажется, впервые за долгое время депутаты Госдумы не выступили «единым и нерушимым фронтом» власти, поддерживая любую предложенную инициативу, а действительно отнеслись к предложениям критически. Возможно, однажды мы наконец увидим в Госдуме настоящую живую дискуссию не только о штрафах, но и о правильной организации дорожного движения.

Источник: //4r.ru/stati/32641-povyshenie-shtrafov-v-6-raz-protiv-dazhe-deputaty-gosdumy/

11 самых распространенных штрафов для ИП

Предпринимателям, занимающимся автоперевозками, штрафы за нарушения повысят в разы

Этот рейтинг самых распространенных штрафов для индивидуальных предпринимателей основан на моем собственном профессиональном опыте и опыте, иногда не очень радостном, моих коллег и клиентов.

1. Несвоевременная сдача налоговой декларации
2. Не пробили чек ККМ
3. Неуплата налога
4. Отсутствие налогового учета
5. Несвоевременная сдача отчета в статистику
6. Несвоевременная регистрация как работодателя в ПФР и ФСС
7. Несвоевременная сдача отчетности в фонды как работодателя
8. Ведение предпринимательской деятельности без регистрации в качестве ИП
9. Непредоставление документов по встречной проверке
10. Привлечение на работу иностранца без патента
11. Ведение деятельности без лицензии

К нам на обслуживание недавно пришел индивидуальный предприниматель, раньше он вел учет сам в известном онлайн-сервисе. При приеме дел обнаружилось, что годовую декларацию по УСН он через онлайн-сервис вроде как отправил, а вот подтверждения отправки и сдачи отчетности у него нет. Если в процессе сверки с налоговой подтвердится, что отчетность не сдана, то будет начислен штраф.

Самая распространенная причина несвоевременной сдачи отчетности у индивидуальных предпринимателей — незнание сроков сдачи отчетности или банальная забывчивость.

За нарушение срока сдачи отчетности полагается штраф (ст. 119 НК РФ):

  • 5% от неуплаченной в установленный срок суммы налога за каждый месяц просрочки, но не более 30%.
  • Не менее 1000 р.

Примеры:

  1. Индивидуальный предприниматель просрочил сдачу нулевой отчетности по УСН. Штраф составит 1000 р.
  2. ИП просрочил сдачу декларации, в которой налог по УСН составил 10000 р. Но сам налог уплатил вовремя. Штраф составит 1000 р.
  3. ИП сдал декларацию по УСН на 3 месяца позже, налог уплатил после сдачи декларации. Налог по декларации — 10 000 р. Штраф составит 5% в месяц, то есть 10 000 / 100 * 5 = 500 р в месяц, за три месяца это будет 1500 р.
  4. ИП просрочил сдачу декларации на 3 года. Налог по декларации к уплате составил 10 000 р. Штраф составит 30% от суммы налога, то есть 3000 р.

2. Не пробили чек ККМ

Один наш клиент — индивидуальный предприниматель, продавал товары в крупном торговом центре. Он рассказывал, что проверяющие приходят очень часто.

И вот как это происходит: под видом покупателя приходит проверка, делает вид, что покупает товар, и даже передает деньги, вы пробиваете (или не пробиваете) кассовый чек. По правилам кассовый чек вы обязаны выдать одновременно с выдачей сдачи.

Если сдача выдана, а чека ККМ нет, то проверяющие достают удостоверения и фиксируют факт неприменения ККМ. Оформляется возврат товара и одновременно выписывается штраф.

Все индивидуальные предприниматели, получающие наличные деньги за товары, работы, услуги, должны пробивать при получении денег чек ККМ. Есть и исключения (например, продажу услуг населению можно осуществлять по бланкам строгой отчетности).

Штраф за неприменение ККМ для ИП составляет (п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ):

  • ¼ — ½ от не пробитой суммы
  • Не менее 10 000 р.

Примеры

  1. Индивидуальный предприниматель «забыл» пробить чек на 100 000 р. Штраф составит 25 000-50 000 р.
  2. ИП не пробил чек на сумму 100 р. Штраф за непробитие составит 10 000 р.

3. Неуплата налога

Некоторое время назад ко мне на консультацию пришел ИП. Этот ИП не декларировал полученные доходы и не платил налоги вообще. И вдруг неожиданно к нему пришел запрос от налоговой инспекции с просьбой пояснить расхождения в данных декларации по УСН и в выписке банка.

Расхождения были налицо, индивидуальный предприниматель испугался, ведь ему кто-то сказал, что его никогда не проверят. К сожалению, объем неуплаченных налогов был крайне велик и попадал под уголовную ответственность. Товарищ реально стал думать о переезде в другую страну.

Чем закончилась история, мне неизвестно, человек перестал отвечать на звонки.

За неуплату налога в налоговом кодексе отвечают несколько статей, в зависимости от того, какие события привели к неуплате.

Если к неуплате привело грубое нарушение правил учета, то штрафы такие (п. 3 ст. 120 НК РФ):

  • 20% от суммы неуплаченного налога
  • Не менее 40 000 р.

Грубое нарушение правил учета для ИП — это ошибки в учете доходов, расходов, объектов налогообложения, отсутствие первичных документов, счетов-фактур (если они нужны для исчисления налогов), отсутствие регистров налогового учета (книги доходов и расходов), неоднократные (более одного раза в течение календарного года) ошибки в книге доходов и расходов или в отчетности.

Если к неуплате привели иные обстоятельства (не подпадающие под грубое нарушение) и при этом налоговая база занижена, то штраф следующий (ст. 122 НК РФ):

  • 20% от суммы неуплаченного налога.

Большинство неуплат налога скорее подпадет под грубое нарушение. Однако если неуплата произошла из-за забывчивости, а учет верный и налоги правильно посчитаны и задекларированы, то ИП заплатит только пени, штрафа не будет.

Примеры:

  1. Сбой в программе привел к ошибке в декларации по УСН 6% — были занижены доходы и сумма налога. Как следствие, был не уплачен налог в размере 5000 р. Это однократное неверное отражение в отчетности хозяйственной операции, не систематическое, следовательно, грубым не является. Штраф будет вменен по ст. 122 НК РФ в размере 20% от 5000 р, то есть 1000 р.
  2. У вас УСН 6%. В течение года вы неверно отражали поступления денег от покупателей через Яндекс.Кассу. Вы показывали в доходах только то, что пришло на ваш расчетный счет, а надо было всю сумму, пришедшую Яндексу без вычета его вознаграждения. Таким образом, вы весь год занижали доход, и как следствие получилась ошибка в учете и отчетности. Сумма неуплаченного налога составила 5000 р. Это грубое нарушение правил учета, штраф по ст. 120 НК РФ составит 40 000 р.

4. Отсутствие налогового учета

Однажды пришел ко мне на консультацию ИП на патенте. Большинство таких ИП считают, что патент освобождает от ведения учета, но это не так.

При патенте тоже надо вести книгу учета доходов и расходов, и отражать в ней данные о доходе (если основная ваша система УСН 6%), о доходах и расходах (если УСН 15%) и все данные (если у вас ОСНО).

Налоговая инспекция запросила у этого ИП книгу доходов и расходов, и тот всерьез собирался спорить с налоговой, что на патенте книгу доходов и расходов можно не вести.

Выше я уже рассказала, что такое грубое нарушение правил учета. И даже если все налоги уплачены, но налоговый учет отсутствует, то это тоже грубое нарушение правил учета, которое не привело к занижению налоговой базы.

Штраф за грубое нарушение, которое не привело к занижению налоговой базы (п 1 и 2 ст. 120 НК РФ):

  • если ошибка в одном налоговом периоде — штраф 10000 р;
  • если ошибка в нескольких налоговых периодах — штраф 30000 р.

Пример: Тот ИП, который консультировался у меня, так и не начал вести КУДиР и в течение следующего года, на который тоже взял патент. Налоговая инспекция оштрафует такого предпринимателя на сумму 30 000 р.

5. Несвоевременная сдача отчета в статистику

Статистика — самый запутанный с точки зрения отчетности орган. Нет четкого регламента что кому сдавать, каждый год новые правила. Так, например, для ИП по результатам 2015 года нужно было сдать специальную форму «1-предприниматель» в рамках сплошного наблюдения.

Те, кто форму не сдал, могут попасть на штраф (ст. 13.19 КоАП РФ):

  • за первое нарушение — от 10 000 до 20 000 р;
  • за повторное нарушение — от 30 000 до 50 000 р.

Пример: ИП пропустил приказ, в котором было назначено сплошное статистическое наблюдение за деятельностью ИП, и не сдал полагающуюся форму в органы статистики за 2015 год. Штраф за такое нарушение составит от 10 000 до 20 000 р.

Справедливости ради нужно сказать, что я не знаю еще ни одного ИП, которого бы уже оштрафовали за несдачу статистики.

6. Несвоевременная регистрация как работодателя в ПФР и ФСС

К нам на обслуживание пришел индивидуальный предприниматель, и обнаружилось, что он принял на работу нескольких сотрудников, а в фондах как работодатель не зарегистрировался. ИП ошибочно считал, что все «регистрации» регистрирующий орган делает автоматически при регистрации самого ИП. Увы, для ИПшников это не так.

Если ИП нанимает сотрудников, то в течение 30 календарных дней со дня заключения трудового договора нужно зарегистрироваться в фондах.

Штраф за нарушение срока регистрации (ПФР — п. 1 ст. 27 Закона № 167-ФЗ; ФСС — п. 1 ст. 19 закона № 125-ФЗ):

  • Если просрочка регистрации до 90 дней включительно — 5 000 р.
  • Если регистрация просрочена более чем на 90 дней — 10 000 р.

Источник: //www.profdelo.com/blog/174-11-samykh-rasprostranennykh-shtrafov-dlya-ip

Штрафы ИП в 2019 году: семь основных нарушений

Предпринимателям, занимающимся автоперевозками, штрафы за нарушения повысят в разы

В предприниматели идут, чтобы создать собственный бизнес, зарабатывать большие деньги и стать, наконец, независимым от начальства. Начальников у предпринимателей действительно нет, но контроль за их деятельностью всё равно ведется, причём, многоуровневый. А вместо вызова на ковёр и выговора с занесением в трудовую, применяется другой действенный инструмент — штрафы ИП.

Штраф штрафу рознь

Если вы уже стояли перед выбором между ИП и ООО, то, наверняка, находили информацию, что штрафы на физических лиц в несколько раз ниже, чем на юридических. Это действительно так, если речь идет про штраф для ИП по КоАП РФ.

Этот кодекс регулирует наложение административных санкций, и для организаций они намного больше, чем для предпринимателей. Один из ярких примеров – штраф за размещение наружной рекламы без согласования с местной администрацией.

Если такую рекламу обнаружат у ИП, то он отделается суммой от трех до пяти тысяч рублей. Ну а если законодательство о рекламе нарушит юридическое лицо, то вилка штрафов здесь совсем другая – от 500 тысяч до 1 миллиона рублей.

А вот Налоговый кодекс различий между предпринимателем и организацией не делает. Все налогоплательщики за нарушение налогового законодательства отвечают одинаково, за небольшим исключением.

Учтите, что так называемые надзорные каникулы или периоды освобождения от плановых проверок распространяются только на неналоговые органы. Это Роспотребнадзор, Ространснадзор, Государственная инспекция труда, Росприроднадзор, Госпожнадзор, Росздравнадзор, и др. Сводный план таких проверок ежегодно публикуется на сайте Генеральной Прокуратуры.

Но кроме плановых, возможно проведение внеплановых проверок – по обращению лица, чьи права нарушены, или в случаях причинения вреда жизни и здоровью граждан, культурному наследию и окружающей среде. И хотя санкций в законах прописано много, поверьте, вполне можно спокойно работать, если знать основные и самые частые нарушения.

Перед вами ТОП-7 ситуаций для ИП, за которые вас могут оштрафовать. Просто держите их на контроле, это не так сложно.

Несоблюдение графика сдачи отчётности

Если ИП работает сам, то обязательной отчётности у него немного. Например, на упрощённой системе всего одна годовая декларация, а на ПСН деклараций нет вообще.

Но всё меняется, когда предприниматель нанимает работников. Отчётов здесь несколько видов, некоторые сдаются раз в квартал, но есть и ежемесячные. О том, что и куда сдавать в соответствии с выбранным режимом, можно узнать в нашем налоговом календаре.

Минимальный штраф за несданную налоговую отчётность, в том числе, нулевую – 1 000 рублей. За отчётность по работникам штраф для ИП зависит от конкретной формы. Так, для ежемесячного отчета СЗВ-М сумма зависит от количества сотрудников – 500 рублей за одного человека.

Самые высокие штрафы – по статистическим формам. Росстат добился принятия для ИП таких санкций по статье 13.19 КоАП РФ:

  • от 10 до 20 тысяч рублей за первое нарушение;
  • от 30 до 50 тысяч рублей за повторное нарушение.

Cроки сдачи в Росстат специфические. Раз в пять лет этот орган проводит сплошное наблюдение за деятельностью малого бизнеса (последний раз проводилось за 2015 год). А в промежутках между наблюдениями отчётность сдается выборочно, по запросу статорганов. Но лучше заранее узнать на сайте Росстата, надо ли вам отчитываться и когда.

Отсутствие налогового учёта

Бухучёт предприниматели не ведут, но кроме бухгалтерского, есть и другой учёт – налоговый. К этому виду учёта относятся не только декларации, но и специальные книги учёта доходов и расходов, разработанные для всех режимов, кроме ЕНВД.

Книги доходов и расходов – это регистры налогового учёта, и за их отсутствие налагается штраф от 10 до 30 тысяч рублей по статье 120 НК РФ (если неведение учёта не привело к занижению налога). Если же при проверке выяснится, что в результате отсутствия учёта налог к уплате был занижен, то штраф составит уже 40 тысяч рублей.

Кроме книг учёта и деклараций на режимах, которые требуют подтверждения расходов (ОСНО, ЕСХН, УСН Доходы минус расходы), надо правильно оформлять первичные документы. Ошибка в их оформлении может привести к тому, что налоговики не признают сумму рассчитанного налога, соответственно, начислят штраф.

Если вы нанимаете персонал или работаете на режиме, требующим подтверждения расходов, советуем доверить учёт специалистам 1С:БО. Это намного дешевле, чем нанимать бухгалтера в штат.

Нарушение правил уплаты налогов

Налоги предприниматель должен платить вовремя и в полном размере. Сроки уплаты на разных системах налогообложения тоже указаны в нашем календаре. Штраф за неуплату налогов ИП по статье 122 НК РФ составляет 20% от суммы неуплаченного налога.

Кроме того, предприниматель при наличии работников становится налоговым агентом, поэтому должен удержать с их доходов НДФЛ и перечислить его в бюджет. За нарушение сроков перечисления этого налога штраф налагают на ИП по тем же правилам, т.е. 20% от не перечисленной суммы.

Неуплата страховых взносов

Каждый предприниматель, независимо от наличия доходов от бизнеса, должен платить страховые взносы за себя. Срок уплаты обязательной суммы взносов – в любое время не позднее 31 декабря текущего года.

Для дополнительного взноса в сумме 1% от годовых доходов, превышающих 300 тысяч рублей, установлен другой срок уплаты. Если вы получили в 2018 году доход выше этого лимита, то дополнительный внос можно заплатить до 1 июля 2019 года.

Надо ли платить штрафы ИП за неуплату страховых взносов? Это зависит от того, правильно ли были рассчитаны взносы. По мнению Минфина (письмо от 24 мая 2017 г. N 03-02-07/1/31912), наказывать ИП за неуплату страховых взносов штрафом нельзя, если их сумма не была занижена намеренно или по ошибке.

Соответственно, если взносы начислены верно и правильно отражены в своевременно сданной отчётности или расчёте, то нарушение срока их уплаты приведёт только к начислению пени, но не к штрафу.

Отсутствие договора с работником ИП

Индивидуальный предприниматель – такой же работодатель, как и организация. Со своим работником надо обязательно заключить письменный договор – трудовой или гражданско-правовой. Штраф ИП за неоформленного работника предусмотрен статьёй 5.27 КоАП РФ. Это сумма от 5 до 10 тысяч рублей.

Если же это правонарушение обнаружат повторно, то штраф ИП за неоформленного работника существенно вырастет и составит уже от 30 до 40 тысяч рублей.

Причём, наказать предпринимателя по этой статье могут, даже если в бизнесе ему помогают члены его семьи. Доказывать, что помощь родственников была безвозмездной, непостоянной и не имела характера трудовых отношений, скорее всего, придётся в суде.

Неприменение кассового аппарата

После вступления в силу изменений о порядке применения ККТ осталось совсем немного ситуаций, когда допускается отсутствие кассового аппарата.

Несмотря на сопротивление бизнеса, онлайн-кассы с середины 2017 года обязательны для торгующих на режимах ОСНО, УСН и ЕСХН. А с середины 2018 года право работать без кассы теряют и предприниматели на ЕНВД и ПСН.

Небольшая отсрочка (до 1 июля 2019 года) для установки ККТ предусмотрена для следующих категорий ИП:

  • торгующие или оказывающие услуги общепита на режимах ЕНВД и ПСН, но только при отсутствии работников;
  • оказывающие услуги населению на всех системах налогообложения.

Кроме того, работа без ККТ теперь невозможна при приёме онлайн-оплаты, а также при получении оплаты напрямую на расчётный счёт ИП, если покупателем является обычное физлицо. Санкция за отсутствие кассового аппарата установлена статьей 14.5 КоАП РФ. Это от ¼ до ½ от суммы продажи, но не менее 10 тысяч рублей.

Например, если зафиксирован факт продажи на сумму 30 тысяч рублей, то штраф может составить 15 тысяч рублей. А если покупка была копеечной, рублей на 100, то всё равно взыщут 10 тысяч рублей. То есть, в этом случае штраф за отсутствие онлайн кассы для ИП будет больше суммы продажи в 100 раз!

Обратите внимание, многие банки сейчас предоставляют льготные условия по настройке и обслуживанию онлайн-касс. Банк Тинькофф предоставляет ККТ, соответствующую 54-ФЗ. Ознакомиться с их предложением вы можете ниже.

Ведение деятельности без лицензии

Из лицензируемых направлений для предпринимателей доступны только автоперевозки пассажиров, фармацевтическая, медицинская, образовательная и частная детективная деятельность. Отсутствие лицензии, если она обязательна, наказывается по статье 14.1 КоАП РФ – на сумму от 4 до 5 тысяч рублей с возможной конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья.

Что касается крепкого алкоголя, реализация которого предпринимателями запрещена, то для этого в Административном кодексе есть специальная статья 14.17.1. Согласно этой норме санкции для ИП за продажу алкоголя без лицензии составляют от 100 до 200 тысяч рублей с обязательной конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.

ИП за продажу алкоголя без лицензии не наказывают только в случае, если он реализует не крепкий алкоголь, а пиво. При этом для продажи пива установлены определённые требования, которые тоже надо соблюдать.

Источник: //www.regberry.ru/malyy-biznes/za-chto-shtrafuyut-ip

Я президент
Добавить комментарий