Правила налогового администрирования изменены

Налоговое администрирование. Структура налоговых органов РФ, их полномочия и функции

Правила налогового администрирования изменены

Налоговое администрирование – это процесс управления налоговым производством, реализуемый налоговыми и иными органами (налоговыми администрациями), обладающими определенными властными полномочиями в отношении налогоплательщиков и плательщиков сборов.

Предмет налогового администрирования — налоговое производство.

Объект налогового администрирования — про­цесс управления налоговым производством.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Субъекты налогового администрирования — налоговые и иные органы (налоговые админист­рации).

Налоговое производство — это совокупность законодательно установленных приемов, способов и методик, определяющих порядок добровольного исполнения налогового обязательства налогопла­тельщика, и полномочий налоговых администраций по контролированию, регулированию и принуж­дению налогоплательщиков к исполнению этого обязательства.

Налоговые администрации — это государственные налоговые и иные органы, которым на законо­дательной основе предоставлены определенные властные (административные) полномочия в отноше­нии налогоплательщиков и плательщиков сборов.

В соответствии со ст.

30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ иных обязательных платежей.

В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ.

Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют:

посредством реализации полномочий, предусмотренных НК РФ и иными нормативными правовыми актами РФ.

Структура ФНС (https://www.nalog.ru/rn77/about_fts/fts/structure_fts/):

  1. Руководство и Центральный аппарат ФНС России;
  2. межрегиональные инспекции ФНС России:
    • по федеральным округам (8 округов);
    • по крупнейшим налогоплательщикам (№1-9);
    • по ценообразованию для целей налогообложения;
    • по централизованной обработке данных;
    • по камеральному контролю
  3. Управления ФНС России по субъектам РФ, в которые входят инспекции ФНС России в субъектах РФ.

В соответствии со ст.

6 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-I «О налоговых органах РФ» главными задачами налоговых органов являются контроль: 

    • за соблюдением законодательства о налогах и сборах;
    • за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов, сборов и страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — иных обязательных платежей.

Основные функции налоговых органов РФ:

    1. обеспечение исполнения и соблюдения налогового законодательства, выработка механизмов налогового администрирования с целью обеспечения своевременного и полного поступления налогов в бюджеты всех уровней;
    2. участие в подготовке проектов законов и других нормативных правовых актов по вопросам налогообложения, в том числе договоров с другими государствами;
    3. разъяснение налогоплательщикам их прав и обязанностей;
    4. своевременное информирование налогоплательщиков об изменениях налогового законодательства.

Полномочия налоговых органов

Права налоговых органов установлены ст.

31 НК РФ, в соответствии с которой налоговые органы вправе:

  1. требовать от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;
  2. проводить налоговые проверки;
  3. производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
  4. вызывать в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений;
  5. приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество;
  6. осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;
  7. определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему РФ;
  8. требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;
  9. взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы;
  10. требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему РФ;
  11. привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
  12. вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
  13. заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;
  14. предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски (заявления):
    • о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения;
    • о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций;
    • о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите;
    • в иных случаях, предусмотренных НК РФ.

Остальные полномочия (контролировать, разъяснять, информировать и т.д.) вытекают из задач и функций налоговых органов.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/nalogovoe-administrirovanie-struktura-nalogovich-organov-rf-ich-polnomochiya-i-funktsii

Налоговое администрирование по новым правилам

Правила налогового администрирования изменены
В.М. Зарипов, юридическая компания «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»  С 1 января 2007 года часть первая НК РФ фактически будет действовать в новой редакции благодаря изменениям, внесенным Законом о совершенствовании налогового администрирования.

Сделан очередной шаг на пути улучшения взаимоотношений между государством и налогоплательщиками.

Закон о совершенствовании налогового администрирования, принятый Госдумой в июле 2006 года, содержит новые нормы, касающиеся порядка проведения налогового контроля: прав и обязанностей участников налоговых правоотношений, учета в налоговых органах и налоговой отчетности, сроков, процедуры проверки и обжалования [ сноска 2 ] .

Закон детально регламентирует мероприятия налогового контроля, что значительно снижает возможности служебных злоупотреблений. Однако налогоплательщикам не следует рассчитывать на налоговые послабления — еще Бисмарк говорил, что налоговый сюртук всегда тесен.

За номинальным снижением налоговой нагрузки, имевшим место в первые годы налоговой реформы (2000—2003 годы), в 2004—2006 годах неизбежно последовало усиление налогового контроля.

Государство требует платить налоги не сколько может налогоплательщик, а сколько положено по Закону, так как предполагается, что установленное Законом налоговое бремя посильно для налогоплательщиков.

Рост социальных и военных расходов страны лишь усиливает внимание государственных органов к налогоплательщикам как основным поставщикам доходов бюджета. К тому же налоги используются и как инструмент государственного управления.

Внесенные в Налоговый кодекс РФ изменения создают законодательную основу нормализации взаимоотношений государственных органов и налогоплательщиков. Принятие Закона — важный этап реформы налогового администрирования.

Однако за принятием любого закона должна последовать его реализация, и многое будет зависеть от толкования новых норм налоговыми органами и судами. Новые правила всегда вызывают новые вопросы, значит, будут и новые споры.

Уже сейчас заметны некоторые неточности в тексте Закона, которые необходимо поправить в рамках «технического» закона.

Будет ли Закон о налоговом администрировании работать на благо налогоплательщиков — зависит во многом от них самих.

Если налогоплательщиков не устраивают отдельные положения Закона, они вправе через бизнес-ассоциации требовать от правительственных органов выполнения ранее данных обещаний, обращаться в Конституционный Суд РФ.

Если нормы Закона будут нарушаться налоговыми органами, налогоплательщикам следует реагировать на эти факты жалобами в вышестоящие органы и арбитражные суды, тем самым не только отстаивая свои права и законные интересы, но и сигнализируя о неблагополучии в налоговой сфере.

Закон устанавливает жесткие процедурные и временные рамки для проверяющих, что потребует серьезных изменений в деятельности финансовых и налоговых органов, в оценке и стимулировании работы налоговых контролеров. Система налоговых органов огромна и потому инертна, но со временем усилия законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, объединений бизнеса и экспертов увенчаются успехом.

Исчисление сроков (ст. 6.1 НК РФ)

Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях (если только срок в Налоговом кодексе прямо не установлен в календарных днях). Это позволит избежать накладок с выходными и рабочими днями, увеличит продолжительность срока.

Разъяснения государственных органов

Налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России (ст. 32 НК РФ). Благодаря этому появляется определенность статуса разъяснений и возможность Минфина России влиять на позиции налоговых органов.

Устанавливаются сроки выдачи разъяснений: Минфин России и другие финансовые органы дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса.

По решению руководителя финансового органа срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (ст. 34.2 НК РФ).

На уровне Минфина России сроки практически невыполнимые, поскольку Минфин России не справляется с потоком запросов от налогоплательщиков — многие запросы ждут ответа по полгода и более.

Если налогоплательщик воспользовался ошибочными разъяснениями финансовых, налоговых и других уполномоченных государственных органов, пеня с налогоплательщика не взыскивается (ст. 75 НК РФ). Действие этой новой нормы значительно осложнится оговоркой в Кодексе о том, что если письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, то пеня все-таки взыскивается.

Для налогоплательщиков разъяснения Минфина России необязательны. Но в превентивных целях налогоплательщики вправе оспаривать такие разъяснения [ сноска 3 ] подобно тому, как ранее они оспаривали инструкции Госналогслужбы России и методические рекомендации МНС России [ сноска 4 ] .

Очевидно, что Минфину России предстоит часто отвечать в суде за свои разъяснения, поэтому необходимо позаботиться об усилении кадрового состава юристов или о привлечении налоговых адвокатов.

Повышение роли юристов в финансовом ведомстве позволит повысить качество разъяснений до уровня документов, выпускавшихся Министерством финансов России в начале прошлого века, когда большинство его сотрудников имели юридическое образование.

Источник: http://nalogoved.ru/art/1388.html

Что включает в себя налоговое администрирование?

Правила налогового администрирования изменены

Налоговое администрирование, или налоговое управление, — процесс, без которого не может нормально существовать ни одно государство. Источником средств для реализации многих его функций служат налоговые поступления. Рассмотрим, как оно осуществляется в РФ.

Сущность налогового администрирования

Функции налогового администрирования

Формы налогового администрирования

Методы налогового администрирования

Итоги

Сущность налогового администрирования

Официального определения налогового администрирования не существует, но понятие налогового администрирования все шире используется в официальных документах, посвященных налоговой политике РФ.

Это неудивительно: любому государству для его нормального функционирования нужны средства, которые собираются благодаря налоговым поступлениям. Чтобы налоговая система была эффективной и адекватно отзывалась на происходящие в стране изменения, ею надо управлять.

Это управление, осуществляемое на государственном уровне, собственно и является налоговым администрированием.

Важно! Эффективная налоговая система должна отвечать потребностям государства и обеспечивать разумную нагрузку на налогоплательщиков, гарантируя при этом прозрачность порядка налогообложения и достаточный уровень контроля со стороны фискальных органов. Цель такой системы и, соответственно, налогового администрирования — сделать предпочтительной для налогоплательщика честную уплату всех налогов и оптимизировать работу контролирующих инстанций.

Налоговое администрирование предполагает не разработку законодательных актов в области налогообложения, а именно управление, т. е. организацию исполнения этих актов и выявление обстоятельств, которые мешают их эффективной работе.

Таким образом, данные, собранные в процессе налогового администрирования, могут не только способствовать эффективному сбору налогов, но и послужить причиной проведения налоговых реформ.

Результатом постоянно ведущейся в РФ деятельности по совершенствованию налогового законодательства становятся регулярно вносимые в НК РФ изменения, и немалую роль в этом играет налоговое администрирование.

Функции налогового администрирования

Функции налогового администрирования осуществляются на 3 уровнях:

  • исполнительных органов власти (от Правительства РФ до администраций регионов), принимающих решения об основных направлениях налоговой политики, устанавливающих величину основных показателей для расчета ряда налогов (круг налогоплательщиков, ставки и льготы), анализирующих и прогнозирующих перспективы налоговых поступлений, вырабатывающих предложения для изменения НК РФ;
  • Минфина России, который разрабатывает конкретные процедуры в области налогообложения, методологию отчетности, консультирует налогоплательщиков по вопросам применения налогового законодательства;
  • ФНС России, непосредственно взаимодействующей с плательщиками налогов и осуществляющей контроль за правильностью применения налогового законодательства.

Таким образом, налоговое администрирование подразумевает деятельность:

  • по определению направлений налоговой политики;
  • установлению значений показателей по расчету налогов;
  • организации учета налогоплательщиков;
  • разработке форм отчетности;
  • организации работы по сбору налогов;
  • контролю за исполнением налогового законодательства;
  • обработке информации по собираемым налогам;
  • прогнозированию и анализу объемов налоговых поступлений;
  • выявлению противоречивых или неэффективно работающих положений в налоговых законах;
  • выявлению схем уклонения от уплаты налогов;
  • установлению путей взаимодействия между различными структурами с целью получения дополнительной информации, необходимой для эффективного налогового контроля.

По ряду вопросов функции, реализуемые на различных уровнях налогового администрирования, пересекаются.

Формы налогового администрирования

Налоговое администрирование сводится:

  • на 1-м уровне — к обработке полученной информации, своевременному реагированию на нее путем разработки предложений по корректировке налогового законодательства и утверждению перспектив налоговой политики на очередной период;
  • на 2-м — к адекватному изменению методологии конкретных процедур в области налогообложения, выявлению несовершенства в законодательстве, разработке предложений по его изменению;
  • на 3-м — к изменению форм взаимодействия с налогоплательщиками, поиску эффективных мер контроля, выявлению схем нарушения налогового законодательства и возможностей их пересечения.

О том, что может сделать ИФНС при сомнениях в правомерности действий вашего контрагента, читайте в статье «При проверке контрагента осмотр могут провести у вас».

Важно! Таким образом, понятие налогового администрирования оказывается значительно шире понятия налогового контроля, хотя основу налогового администрирования составляет в первую очередь контроль как за налогоплательщиками, так и за работающими с ними налоговыми органами. Это предполагает разработку детальной методологии проверок как составной части налогового администрирования, в т. ч. порядка контрольных проверок нижестоящих налоговых органов вышестоящими.

Следствием контроля становится возможность привлечения виновных лиц к ответственности за нарушение установленных правил, и это также составляет часть функций налогового администрирования.

Важную роль играет такая составляющая налогового администрирования, как методологическое обеспечение процесса начисления тех налогов, в отношении которых налоговое законодательство устанавливает только общие принципы их расчета.

Другой важнейшей функцией налогового администрирования является сбор информации и ее обработка. Сюда относятся данные как по начислению налогов, так и по процедуре их сбора, методологии проверок, выявленным ситуациям ухода от налогов.

Завершающим этапом налогового администрирования в конкретном налоговом периоде становится выработка предложений по изменению и дополнению налогового законодательства, корректировка направлений налоговой политики.

Исходя из функций, охватываемых налоговым администрированием, оно занимает промежуточное положение между налоговым контролем (шире, чем он) и общим управлением налоговой системой страны (уже, чем оно).

Методы налогового администрирования

Главным и важнейшим методом налогового администрирования является контроль за выполнением требований налогового законодательства. Исходя из него, налоговое администрирование на нижнем уровне сводится к:

  • учету налогоплательщиков;
  • исключению из числа налогоплательщиков фактически не действующих;
  • контролю обоснованности применения правил налогового законодательства;
  • проверке правильности исчисления налогов;
  • применению допустимых мер воздействия на налогоплательщиков;
  • проверке действий самих налоговых органов.

Самый большой объем среди методов налогового администрирования занимают налоговые проверки налогоплательщиков — камеральные и выездные. С целью сокращения расходов на налоговое администрирование, среди которых максимум приходится на содержание налоговых органов, ведется работа по оптимизации их взаимодействия с налогоплательщиками:

  • предоставление режима наибольшего благоприятствования добросовестным налогоплательщикам, вплоть до их освобождения от выездных проверок;
  • налаживание электронного взаимодействия при представлении документов на проверку;

О том, какие документы уже можно сдавать в ИФНС электронным способом, читайте в статье «ФНС рассказала, как сдавать в инспекцию сканы документов».

  • отработка технологий получения информации из иных источников, не требующих больших трудозатрат;
  • организация оптимальной системы хранения полученных документов, облегчающей их поиск и обработку;
  • повышение профессионального уровня работников проверяющих органов, стандартизация и автоматизация их функций.

Налоговое администрирование ставит своей целью побуждение налогоплательщика к добросовестным действиям в части начисления и уплаты налогов под влиянием неотвратимости наказания за уклонение от них. Для этого налоговое администрирование использует:

  • наказание (штрафы, пени, закрытие счетов, арест имущества);
  • предоставление возможности выбора налогоплательщиком наиболее оптимальной для него системы налогообложения;
  • постепенность перехода к более высоким налоговым нагрузкам;
  • налоговое консультирование.

Внутри самих налоговых органов налоговое администрирование осуществляется в форме проверок (ревизий), обмена информацией и опытом работы.

На уровне исполнительных органов власти методы налогового администрирования заключаются в обработке данных и выработке оптимальных предложений по корректировке налогового законодательства и направлений налоговой политики с учетом прогнозных расчетов.

Итоги

Налоговое администрирование — понятие, важное для понимания целей налоговой политики РФ и происходящих в налоговом законодательстве изменений. Оно решает важнейшие финансовые задачи, необходимые для полноценного функционирования государства.

Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен

Подписаться

Источник: https://nalog-nalog.ru/nalogovaya_sistema_rf/chto_vklyuchaet_v_sebya_nalogovoe_administrirovanie/

Я президент
Добавить комментарий