Подписан закон о деофшоризации

Процесс деофшоризации в России — законодательные моменты

Подписан закон о деофшоризации

Деофшоризация — относительно молодой термин, характеризующий специальный комплекс государственных мер. Что это за меры и каким законом они предусмотрены — ответы на эти вопросы, а также другую поясняющую информацию по данной теме вы узнаете из нашего материала.

Расшифровка термина «деофшоризация»

Основные задачи в сфере деофшоризации

Деофшоризационные нормативные акты

Главный закон о деофшоризации российской экономики

Деофшоризация и новый вариант закона о КИК 2016

Деофшоризация и корректировка законодательства

Деофшоризация и «черные списки»

Итоги

Расшифровка термина «деофшоризация»

Под деофшоризацией понимается проводимый государством комплекс мероприятий, которые:

  • направлены на снижение или исключение вовлеченности в национальный хозяйственный оборот резидентов РФ под видом иностранных лиц или с использованием норм иностранного права, преследующих цели незаконной налоговой оптимизации;
  • проводятся в разных сферах: законодательной, информационной и правоприменительной.

Необходимо отметить, что не существует единой формулировки термина «деофшоризация» — его трактуют по-разному. Например, деофшоризация — это:

  • с одной стороны — борьба с офшорами, ужесточение контроля над операциями в офшорных зонах;
  • с другой стороны — фактор развития экономики, облегчение условий ведения бизнеса.

При этом данные формулировки не противоречат вышеуказанной расшифровке деофшоризации как комплекса мероприятий в рамках госполитики.

Термин «деофшоризация» стал активно применяться в России с 2013 года, а определенные этим понятием госмероприятия призваны наложить ограничения и запреты на незаконное использование резидентами РФ офшоров и иностранных компаний (примеры такого использования см. в таблице): 

Использование офшоров
Законное Незаконное
Создание СП (совместных предприятий) с иностранными партнерами Уклонение от налогов
Защита прав предпринимателей в условиях более стабильной юридической системы и с применением отсутствующих в России финансовых инструментов Легализация полученных преступным путем средств
Создание специальных механизмов защиты активов и наследования имущества Аккумулирование не облагаемых налогами доходов вне РФ
Благотворительная деятельность и др. Иное использование (рейдерство, применение разнообразных мошеннических схем и др.)

Законное использование офшоров не запрещено — важно, чтобы компания не уклонялась от налогов. При этом место ее регистрации значения не имеет. Какие важные задачи призвана еще решить деофшоризация, расскажем в следующем разделе.

Как государство борется с уклонением от налогов (в том числе с использованием офшоров) — см. в статье «Налоговая политика государства на 2016–2018 годы».

Основные задачи в сфере деофшоризации

К основным задачам антиофшорной политики можно отнести:

  • необходимость усиления прозрачности офшоров;
  • выявление реальных бенефициаров (фактических владельцев хозсубъектов, активов и прочих ценностей);
  • расширение международного информационно-налогового сотрудничества и т. д.

Достижение эффективности процесса деофшоризации российского бизнеса невозможно без решения 3 основных задач:

  • определения причин, послуживших поводом представителям российского бизнеса уйти в офшоры;
  • устранения (минимизирования) влияния этих причин;
  • стимулирования процесса возвращения «офшорного» российского бизнеса на родину.

Среди причин, побудивших российский бизнес переместиться в офшоры, можно назвать:

  • несовершенство отечественного законодательства;
  • плохой инвестиционный климат;
  • неразвитость фондового рынка;
  • иные причины (неэффективная судебная система, тяжелые условия для ведения эффективного бизнеса и др.).

Некоторые эксперты основной причиной ухода российских фирм в офшоры считают конкурентные преимущества, связанные с использованием офшоров.

Теоретически для устранения этих причин необходимо:

  • реализовать принципы правового государства;
  • соблюдать законные права и свободы граждан;
  • укреплять демократические институты;
  • искоренить коррупцию;
  • создать благоприятные условия для создания и ведения бизнеса в РФ (устранить чрезмерное вмешательство государства и чиновников в экономику и т. д.).

Для снижения степени влияния указанных причин необходимы в первую очередь законодательные меры нормативного и организационного характера, о которых вы узнаете из последующих разделов.

Деофшоризационные нормативные акты

Среди основных нормативных документов, появившихся в связи с деофшоризацией, можно назвать:

  • указ от 07.05.2012 о долгосрочной государственной экономической политике — в данном документе Президент РФ поручил правительству реализовать меры, направленные на повышение прозрачности финансовой деятельности хозяйственных обществ, включая противодействие уклонению от налогообложения в РФ с помощью офшорных компаний и однодневок;

Источник: //nalog-nalog.ru/spravochnaya_informaciya/process_deofshorizacii_v_rossii_zakonodatelnye_momenty/

Деофшоризация

Подписан закон о деофшоризации

Деофшоризация – термин, который включает в себя два действия: борьбу с офшорами с помощью ужесточенного контроля над операциями в офшорных зонах и развитие экономики, которое приведет к упрощению условий ведения бизнеса.

Офшорные компании: правовой статус

Офшорная (вне границ) схема изначально была запущена и активно используется для упрощения ведения бизнеса. Так предприниматель для регистрации своей фирмы выбирал страну, в которой более благоприятные условия, в том числе и меньшие налоги.

Такая схема не новая для человечества. Еще в античности финикийские купцы, выбирали для торговли города, в которых власти устанавливали минимальные пошлины. Поиск способов сэкономит является естественным для человека. В наше время первыми «пользователями» офшорной зоны стали американцы в 50-е годы ХХ века.

Основная цель, ради которой предприниматели уходят в офшор, – оптимизировать налогообложение. Среди других преимуществ:

  • упрощенная схема регистрации компании;
  • находясь под юрисдикцией другой страны, компания имеет большую юридическую и информационную защиту;
  • упрощенный выход на международный рынок.

Законное использование офшоров не является нелегальной деятельностью. Единственное условие – своевременная и полная уплата налогов. При этом место регистрации компании не имеет значения.

Законное использование офшоров Незаконное использование офшоров
Улучшение структуры функционирования и владения группой с иностранным капиталом. Уклонение от уплаты налогов.
Создание предприятий вследствие совместной работы с иностранными партнерами. Легализация средств, полученных вследствие преступной деятельности.
Организация благотворительной деятельности. Ведение деятельности от лица иностранного гражданина для нарушения прав других лиц и совершения мошеннических действий.
Разработка инструментов наследования и защиты имущества. Аккумулирование безналоговых доходов вне Российской Федерации.

Суть деофшоризации

Деофшоризация возникла в качестве ответной реакции на злоупотребление офшорами предприятиями.

Цель подобной меры – сделать более прозрачной систему ведения бизнеса, в том числе, в открытом доступе должна быть информация о собственниках предприятий.

 В рамках системы законодательных инициатив, к примеру, в России повысили налоги, различными способами усложнили отмывание криминальных денег. Антиофшорная политика в 2000-ых годах значительно усложнила модель использования офшоров.

Борьба с офшорами: мировая практика

Мировой финансовый кризис 2008 года привел, кроме всего прочего, к усилению борьбы с офшорами. Поскольку, по мнению аналитиков, финансовые схемы, связанные с регистрацией компании в других странах, а не непосредственно по месту проживания, стали одной из основных причин падения всемирной экономики.

Второй сильный всплеск протестов относительно противостоянию офшорам был отмечен в мировом сообществе в 2013 году.

Именно в то время организовали новый пул G5 с одной стороны с США, а с другой с Великобританией, Германией, Италией, Испанией и Францией.

Страны заключили договор относительно автоматического обмена налоговой информацией. Со временем к ним примкнули Бермудские острова, Монтсеррат и другие.

Политика деофшоризации развернула масштабные кампании внутри государств относительно:

  • определения реальных владельцев компаний;
  • выяснения, кто обогащается за счет предприятий в офшоре;
  • установления информации об уплате или неуплате офшорными компаниями налогов.

Многие государства присоединились к Конвенции Совета Европы и Организации экономического сотрудничества и развития, заключив договоренность о взаимной административной помощи по налоговым делам.

Таким образом, без составления официальных запросов, автоматически, происходит обмен информацией и проведение одновременных налоговых проверок в нескольких странах.

Присутствующие на встрече G8 говорили о том, чтобы совместными усилиями положить конец корпоративной конфиденциальности.

Лидеры «Группы двадцати» отметили, что планируется организовать продуманный процесс отслеживания выполнения повестки по налоговым вопросам. По результатам встречи G20 были созданы новые стандарты автоматического обмена информацией и написан План относительно действий по перемещению прибыли через офшоры и размыванию налогооблагаемой базы.

Деофшоризация в России

Закон о деофшоризации или же первый антиофшорный, как его именуют в России, – это закон «О налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций».

Таким образом, пред всеми российскими налогоплательщиками поставили обязательное условие – до 1 апреля 2015 года раскрыть свое косвенное или прямое участие в ведении бизнеса иностранными компаниями.

Обязательство не распространялось только на граждан, которые руководят офшорными компаниями через траст.

В 2016 году в Пекине Россия подписала Декларацию о многостороннем и автоматическом обмене информацией о финансовых счетах. При этом РФ должна выполнить два требования, по указаниям Организации экономического сотрудничества и развития:

1) введение национального законодательства и подзаконных актов – обеспечит автоматический обмен информацией;

2) абсолютная конфиденциальность относительно передаваемой информации.

В 2017 году Президентом РФ был подписан закон о международном автоматическом обмене информацией, он стал один из этапов деофшоризации российской экономики. По данным на конец 2017-го финансовая информация из РФ передается 56-и странам, а получает государство сведения из 73-х.

Юристы, экономисты и чиновники Российской Федерации разделились на два лагеря:

  • Первые считают единственно правильным путем избавления от незаконных схем ведения бизнеса в иностранных государствах – это полное «истребление» офшорных компаний, путем внесения поправок в законодательную базу;
  • Вторые же придерживаются мнения, что прежде чем вернуть все компании в РФ, необходимо улучшить условия ведения бизнеса в своей стране.

Есть ряд причин, которые толкают российских бизнесменов уходить в офшор, среди них:

  • несовершенное законодательство;
  • неблагоприятный инвестиционный климат;
  • неразвитый фондовый рынок и др.

Решить эти проблемы непросто, тем более в короткий срок, но изменения в законодательной базе, уменьшение налогов могут вернуть капитал компаний на территорию родной страны. Теоретически устранить причины можно, соблюдая законные права и свободы граждан, реализовывая принципы правового государства, искоренив коррупцию и т. д.

Деофшоризация бизнеса

Обмен данными между налоговыми администрациями стран привел к снижению количества российских компаний в офшорной зоне. В связи с тем, что владельцы крупных компаний отказались от прежних схем с использованием собственников из иностранных юрисдикций, выручка, как и активы, уменьшились.

Но не только деофшоризация приводит к тому, что компании выводят деньги извне, а и повышение прозрачности ведения бизнеса в странах офшорной зоны.

Источник: //surzhyk.info/deofshorizatsiya/

Новый закон по деоффшоризации

Подписан закон о деофшоризации

Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 25 ноября 2014 г. № 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», направленный на деофшоризацию бизнеса.

Документ вводит механизм налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний, зарегистрированных в низконалоговых юрисдикциях. Россиянин признается контролирующим лицом такой компании, если доля его участия в ней лично либо через юрлицо превышает 25% (если же общая доля российского участия в компании превышает 50%, то для признания контролирующим лицом достаточно 10%).

В ряде случаев прибыль контролируемой иностранной компании может быть освобождена от налогообложения.

В частности, уплаты налогов смогут избежать некоммерческие организации, не распределяющие полученную прибыль между владельцами.

Платить налоги не должны будут владельцы банков и страховых организаций, а также компаний, образованных в соответствии с законодательством государства – члена Евразийского экономического союза, и некоторых других компаний.

Граждане, не уплатившие налоги за контролируемые иностранные компании за период 2015-2017 годов, не будут привлекаться к налоговой ответственности. В целом же закон вступит в силу 1 января 2015 года. По мнению экспертов, в связи с этим бизнесмены должны будут принять решение: отказаться от офшоров или эмигрировать.

www.garant.ru

Путин подписал закон о деофшоризации

Президент России Владимир Путин подписал закон, обязывающий физических и юридических лиц сообщать в налоговые органы об участии в капитале иностранных компаний. Соответствующий документ размещен на официальном портале правовой информации.

Закон вводит новые понятия «контролируемая иностранная компания» и «контролирующее лицо». Контролирующее лицо обязано уведомить налоговые органы о своем участии в капитале иностранных предприятий. За непредставление сведений о контролируемой иностранной компании либо представление недостоверных сведений предусмотрен штраф в размере 100 тысяч рублей по каждому предприятию.

Изгнание из рая

Документ также вносит поправки в Налоговый кодекс, которые создают механизм налогообложения прибыли офшорных компаний. Минимальный размер прибыли, подлежащий декларации, составит в 2015 году 50 миллионов рублей. В 2016 году он снизится до 30 миллионов рублей, а после 2017 года составит 10 миллионов рублей.

Ранее, 18 ноября, законопроект был одобрен Госдумой.

В декабре 2013 года президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию поручил разработать меры по деофшоризации экономики.

Глава государства предложил применять российские правила налогообложения в отношении компаний, которые зарегистрированы в офшоре и принадлежат российскому собственнику.

«Хочешь пользоваться льготами, господдержкой и получать прибыль, работая в России, регистрируйся в российской юрисдикции», — заявил президент.

В перечень офшорных зон, предоставляющих льготный режим налогообложения и не предусматривающих раскрытия информации при проведении финансовых операций, входят более 40 стран и территорий. В частности, Сейшельские острова, Сан-Марино, Мальта и Монако.

Закон о деофшоризации превратил российских миллиардеров в полуизгнанников

Некоторые российские миллиардеры за последние годы перестали быть налоговыми резидентами России. Это прямое следствие принятого в 2014 году закона, который обязал бизнесменов декларировать свои офшорные активы, сообщает во вторник, 6 июня, Reuters.

По данным агентства, целый сегмент российских крупных активов находится в руках бизнесменов-полуизгнанников. Они делают деньги в России, но при этом не считаются налоговыми резидентами, так как проводят в стране менее 183 дней в году.

«Их можно ругать, говорить, что они непатриотичные, но факт остается фактом — бюджет что-то потерял», — цитирует агентство совладельца «Норильского никеля» Владимира Потанина.

По его словам, сам он остался налоговым резидентом, но знает, что многие российские миллиардеры поменяли налоговое резидентство из-за закона о деофшоризации, сохранив часть инвестиций в России.

Двое участников списка 100 богатейших бизнесменов РФ по версии журнала Forbes на условиях анонимной подтвердили, что перестали быть налоговыми резидентами, чтобы не подчиняться закону.

Мастер кривых зеркал

При этом Reuters признает, что официальной статистики нет. Кроме того, отсутствуют и публичные данные о размере активов, которыми владеют предприниматели, решившие стать полуизгнанниками из-за закона о деофшоризации.

В мае бизнес-омбудсмен Борис Титов предложил ввести в России налог на вмененный доход, полученный от зарубежных источников. Таким образом, считает он, можно заинтересовать богатых граждан раскрывать офшорные доходы при сохранении российского налогового резидентства.

По словам Титова, действующая модель стимулирования деофшоризации не предусматривает дифференциации подходов к физическим и юридическим лицам. Это влечет за собой отток потенциальных частных инвесторов и граждан с высоким доходом в другие юрисдикции.

В конце 2013 года президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию поручил разработать меры по деофшоризации экономики, чтобы применять российские правила налогообложения в отношении компаний, зарегистрированных в офшоре, владельцы которых имеют гражданство РФ. Вскоре был принят соответствующий закон.

lenta.ru

Согласно закону, вводится закрытый перечень принципов распределения налога иностранной КГН на ее участников

МОСКВА, 29 декабря. /ТАСС/. Президент России Владимир Путин подписал закон, направленный на уточнение порядка налогообложения контролируемых иностранных компаний (КИК). Текст федерального закона опубликован 29 декабря на официальном портале правовой информации.

Закон о деофшоризации российского бизнеса, которым было введено понятие КИК, был принят осенью 2014 года, он предусматривал создание механизма налогообложения прибыли офшорных компаний.

Согласно закону, КИК — это зарубежная структура, контролирующими лицами которой являются налоговые резиденты РФ.

Закон обязывает контролирующих лиц представлять в налоговые органы уведомления о своем участии в таких КИК.

Подписанный документ вносит изменения в действующее законодательство для учета специфики отражения отдельных операций иностранных компаний (структур без образования юрлица), а также специфики контроля над ними со стороны российских налогоплательщиков.

В частности, уточняются правила переноса на будущее убытков таких компаний за три года, непосредственно предшествующих 2015 году.

Совокупная сумма убытка, переносимого на будущие периоды, будет определяться путем сальдирования сумм прибылей (убытков) до налогообложения по данным финансовой отчетности КИК за три финансовых года, предшествующих 2015 году. В эту сумму могут быть включены убытки от переоценки финансовых активов.

Для установления единообразного порядка расчета прибыли или убытков от операций с финансовыми активами документом устанавливаются универсальные принципы исчисления финансового результата от таких операций.

Доходы от выбытия финансовых активов будут уменьшаться на цену их приобретения либо на стоимость финансовых активов согласно данным на начало 2015 года, если соответствующие активы приобретены до начала данного периода.

Документом также уточняется порядок исчисления финансовых показателей контролируемой иностранной компании, являющейся участником иностранной консолидированной группы налогоплательщиков (КГН).

Вводится закрытый перечень принципов распределения налога иностранной КГН на ее участников, а также устраняется необходимость неоднократной подачи документов, подтверждающих условия освобождения прибыли такой группы от налогообложения в рамках многоуровневых цепочек владения в РФ.

Ряд норм устраняет неточности в части налогообложения при распоряжении налогоплательщиками — физлицами ценными бумагами и иным имуществом (имущественными правами), полученными при ликвидации КИК. В частности, закрепляется единый порядок налогообложения вне зависимости от способа распоряжения имуществом, полученным при такой ликвидации.

Основания освобождения от налогообложения прибыли КИК

Документом также уточняются основания освобождения от налогообложения прибыли КИК, которая участвует в проектах по добыче полезных ископаемых, осуществляемых в соответствии с соглашениями о разделе продукции (СРП), концессионными соглашениями, лицензионными соглашениями или сервисными контрактами, аналогичными соглашениям об СРП, либо иными аналогичными соглашениями на условиях риска. Предусматривается возможность не учитывать прибыль КИК при определении налоговой базы у налогоплательщика — контролирующего лица, если эта прибыль направляется на формирование обязательных резервов, в случае если обязанность по формированию таких резервов прописана в законодательстве иностранного государства.

Согласно подписанному закону, при определении налоговой базы по налогу на прибыль от реализации инвестпроектов в ОЭЗ Калининградской области будут учитываться субсидии, полученные на финансирование расходов, связанных с реализацией этого проекта или компенсации связанных с этим проектом расходов.

Кроме того, пониженная ставка страховых взносов будет действовать для организаций, заключивших с органами управления ОЭЗ соглашения о технико-внедренческой деятельности, если эти организации производят выплаты физлицам, работающим в технико-внедренческой либо промышленно-производственной ОЭЗ.

Также документ дополняет закон «О таможенном регулировании в РФ » специальными положениями о таможенном регулировании в РФ в связи с принятием договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, подписанного в Москве 11 апреля 2017 года.

Помимо этого закон освобождает администрации казино от уплаты налога с выигрышей свыше 15 тыс. руб. — эта обязанность теперь возлагается на игроков.

Закон предлагает универсальные принципы исчисления прибыли от операций с финансовыми активами

МОСКВА, 21 декабря. /ТАСС/. Госдума приняла в третьем чтении инициированный правительством закон, направленный на уточнение порядка налогообложения контролируемых иностранных компаний (КИК).

Принятый документ вносит изменения в действующее законодательство для учета специфики отражения отдельных операций иностранных компаний (структур без образования юрлица), а также специфики контроля над ними со стороны российских налогоплательщиков.

Документом, в частности, предлагается уточнить правила переноса на будущее убытков таких компаний за три года, непосредственно предшествующих 2015 году.

Совокупная сумма убытка, переносимого на будущие периоды, будет определяться путем сальдирования сумм прибылей (убытков) до налогообложения по данным финансовой отчетности КИК за три финансовых года, предшествующих 2015 году. В эту сумму могут быть включены убытки от переоценки финансовых активов.

Для установления единообразного порядка расчета прибыли или убытков от операций с финансовыми активами законопроектом предлагаются универсальные принципы исчисления финансового результата от таких операций.

Доходы от выбытия финансовых активов будут уменьшаться на цену их приобретения либо на стоимость финансовых активов согласно данным на начало 2015 года, если соответствующие активы приобретены до начала данного периода.

Поправки ко второму чтению

Во втором чтении документа были одобрены поправки, согласно которым уточняются основания освобождения от налогообложения прибыли КИК, которая участвует в проектах по добыче полезных ископаемых, осуществляемых в соответствии с соглашениями о разделе продукции (СРП), концессионными соглашениями, лицензионными соглашениями или сервисными контрактами, аналогичными соглашениям об СРП, либо иными аналогичными соглашениями на условиях риска.

Предусматривается возможность не учитывать прибыль КИК при определении налоговой базы у налогоплательщика — контролирующего лица, если эта прибыль направляется на формирование обязательных резервов, в случае если обязанность по формированию таких резервов прописана в законодательстве иностранного государства.

При определении налоговой базы по налогу на прибыль от реализации инвестпроектов в ОЭЗ Калининградской области будут учитываться субсидии, полученные на финансирование расходов, связанных с реализацией этого проекта или компенсации связанных с этим проектом расходов.

Кроме того, пониженная ставка страховых взносов будет действовать для организаций, заключивших с органами управления ОЭЗ соглашения о технико-внедренческой деятельности, если эти организации производят выплаты физлицам, работающим в технико-внедренческой либо промышленно-производственной ОЭЗ.

tass.ru

Источник: //112ak.ru/7161-novyj-zakon-po-deoffshorizacii/

Я президент
Добавить комментарий