Перечни объектов НВОС будут актуализированы

Объекты НВОС: постановка и снятие с учета

Перечни объектов НВОС будут актуализированы

Организации и ИП, осуществляющие деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, обязаны представлять сведения о них для постановки на госучет, а затем об изменении этих данных в Росприроднадзор. Кроме того, ведомство необходимо информировать и о прекращении деятельности на объектах НВОС с целью снятия их с учета. Эксперты 1С рассказали БУХ.1С, как подготовить и сообщить в Росприроднадзор указанные сведения.

Актуализация сведений и снятие с учета объекта НВОС

Организации и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие наокружающую среду, поставленных на госучет, обязаны представлять сведения об изменении данных, перечисленных в пункте 6 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ. Так, к примеру, сообщить необходимо о смене наименования организации или адреса ее места нахождения.

Эту информацию органы Росприроднадзора и уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ используют для актуализации сведений об объекте НВОС.

Кроме того, организация или ИП, прекратившие деятельность на объекте НВОС, также сообщают об этом в органы Росприроднадзора (или уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ) с целью снятия объекта НВОС с госучета (п. 11 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ).

Письмом от 16.03.2017 № АС-03-04-36/5287 Росприроднадзор направил Методические рекомендации по актуализации учетных сведений обобъектах НВОС и по снятию с госучета указанных объектов.

Рекомендации предназначены большей частью для использования в работе органами ведомства, а также региональными органами власти.

Тем не менее отдельные положения могут быть полезны и хозяйствующим субъектам (организациям и предпринимателям).

Далее обозначим эти моменты.

Сообщение об изменении данных об организации (ИП) или объекте НВОС

Методические рекомендации по актуализации сведений об объекте НВОС приведены в Приложении 1 к письму от 16.03.2017 № АС-03-04-36/5287.

В соответствии с пунктом 6 статьи 69.2 Закона № 7?ФЗ организация (ИП) должна сообщать о (об):

  • замене организации или предпринимателя, осуществляющих деятельность на объекте НВОС;
  • реорганизации в форме преобразования;
  • изменении наименования организации, адреса ее места нахождения;
  • изменении Ф. И.О. предпринимателя, его места жительства, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
  • изменении места нахождения объекта НВОС;
  • изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;
  • изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

Предельный срок для подачи документов установлен законом для случаев, перечисленных в пунктах 1-5 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ. Он составляет 30 дней с момента госрегистрации изменений (п. 7 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ). Следовательно, в остальных случаях документы можно подать в иной разумный срок.

Сразу отметим, что в Методических рекомендациях документы, которые необходимо представить, конкретизированы только для отдельных случаев — см. таблицу 1.

Если организация (предприниматель) самостоятельно не подаст документы для актуализации сведений об объекте НВОС, орган Росприроднадзора (уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ) запросит эту информацию от других ведомств в рамках информационного обмена (п. 14 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ).

Однако следует учитывать, что непредставление или несвоевременное представление необходимых документов влечет административную ответственность по статье 8.46 КоАП РФ.

По итогам актуализации сведений об объекте НВОС организации (предпринимателю) должно быть выдано свидетельство об актуализации (по форме из При-ложения 2 к письму № АС-03-04-36/5287).

Сообщение о прекращении деятельности на объекте НВОС

Методические рекомендации по снятию с госучета объектов НВОС приведены в Приложении 3 к письму от 16.03.2017 № АС-03-04-36/5287.

Рекомендации в основном дублируют нормы статью 69.2 Закона № 7-ФЗ, которые касаются данной ситуации.

Согласно пунктам 11, 12 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ, когда объект НВОС ликвидируется или находится на консервации, организация (предприниматель) для снятия его с учета подает копию акта о ликвидации или консервации.

Если этого не сделать, указанные документы будут запрошены органом Росприроднадзора (уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ) усоответствующих ведомств в рамках информационного взаимодействия (п. 14 ст. 69.

2 Закона № 7-ФЗ).

За несообщение о прекращении деятельности на объекте НВОС меры ответственности не предусмотрены.

Однако представить документы самостоятельно в интересах самой организации (предпринимателя). Так объект НВОС будет быстрее снят с учета и в отношении него не потребуется вносить плату за негативное воздействие.

Общий порядок представления сведений

Документы подаются в орган Росприроднадзора (уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ), в котором объект НВОС поставлен на учет.

Все необходимые документы можно представить следующими способами (п. 2.3 Рекомендаций по актуализации, п. 7, 8 Рекомендаций по снятию с учета):

1. В электронном виде:

2. По почте с описью вложения и уведомлением о вручении.

Орган Росприроднадзора (уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ) направит в адрес организации (предпринимателя) документ тем же способом, каким были поданы документы.

К примеру, если акт о ликвидации объекта НВОС организация подала через портал госуслуг, то и свидетельство о снятии объекта с учета она получит в электронном виде (п. 7 Рекомендаций оснятии с учета).

Однако если организация (предприниматель), на-пра-вившие документы в электронном виде, хотят получить свидетельство (об актуализации учетных сведений или о снятии объекта с учета) по почте, необходимо направить запрос об этом в орган Росприроднадзора (или исполнительный орган власти) (п. 2.11 Рекомендаций по актуализации, п. 9 Рекомендаций о снятии с учета). Форма для такого запроса не утверждена, соответственно, его можно составить в произвольной форме.

Какие критерии применять для постановки объектов НВОС на учет

Росприроднадзор уточнил порядок выбора объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, для целей постановки нагосударственный учет в своем письме от 20.04.2017 № АС-03-04-36/8244.

Источник: //buh.ru/articles/documents/57348/

Декларация о воздействии на окружающую среду для объектов II категории

Перечни объектов НВОС будут актуализированы

  • объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, — объекты I категории;
  • объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты II категории;
  • объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты III категории;
  • объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты IV категории.

Критерии категорий регламентированы Постановлением Правительства России № 1029 от 28.09.15 г. Согласно критериям ко второй категории относятся объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие.

В данную группу включаются:

  • объекты по обеспечению электроэнергией, газом и паром;
  • объекты по добыче руды драгоценных и других металлов;
  • по металлургическому производству;
  • по производству стекла, керамики, фарфора, цементного клинкера, извести, силикатного кирпича;
  • по сбору и обработке сточных вод с очисткой;
  • по производству бумаги и картона, текстильных изделий, кожи;
  • по производству продуктов (мясо, масла и жиры, молочная, овощная, фруктовая продукция);
  • объекты птицеводства и свиноводства, разведения КРС;
  • объекты с использованием гальванических процессов и органических растворителей;
  • объекты с ядерными установками и добыче урана и тория, с радиационными источниками и пунктами хранения ядерных материалов, по хранению и уничтожению химического оружия;
  • трубопроводы газа и нефти;
  • объекты производства графита, газа, сырой нефти, асбеста, по складированию нефти и нефтепродуктов, пестицидов и агрохимикатов;
  • объекты по обращению с отходами (некоторые виды);
  • объекты с расплавом минеральных веществ;
  • крупные речные и морские порты, крупные аэропорты, объекты инфраструктуры железной дороги.

Все перечисленные объекты относятся к II категории при условии использования определённого оборудования либо с определёнными производственными мощностями. Если мощность выше или ниже указанной – объект относится к другой (I или III) категории

Воздействие на окружающую среду объектов II категорий должно быть задекларировано. В соответствии с Федеральным законом № 219-ФЗ, внесшим изменения в статью 31.

2 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», декларация о воздействии на окружающую среду (ДВОС) представляется в бумажном виде или электронном виде с ЭЦП.

Для объектов, подлежащих федеральному уровню надзора, декларация подается в Росприроднадзор, для регионального уровня надзора – в уполномоченные органы исполнительной власти субъекта РФ. Уровень надзора определяется в соответствии с требованиями постановления Правительства России от 28 августа 2015 г. N 903.

Согласно требованию закона, ДВОС должна содержать следующие данные:

  • наименование, организационно-правовая форма и адрес юридического лица, ФИО индивидуального предпринимателя-собственника объекта НВОС;
  • код объекта НВОС;
  • вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции;
  • информация о реализации природоохранных мероприятий;
  • данные об авариях и инцидентах за предыдущие семь лет;
  • декларируемые объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов;
  • информация о программе ПЭК.

Одновременно с подачей ДВОС представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов. Декларация представляется один раз в семь лет при условии, что технологические процессы, качественные и количественные характеристики выбросов и сбросов неизменны. Если изменения произошли до истечения 7 лет, необходимо сначала актуализировать сведения об объекте НВОС, получить новое свидетельство на объект, а затем подать обновленную ДВОС. Порядок актуализации законодательно не утвержден, рекомендации по ее проведению содержатся в Письме Росприроднадзора от 16 марта 2017 г. №АС-03-04-36/5287.

Форма ДВОС и порядок ее заполнения и подачи должны быть утверждены уполномоченным органом власти. Приказом № 509 от 11.10.18 г. Минприроды форма ДВОС утверждена и представлена на регистрацию в Минюст.

Согласно данному приказу, в случае изменения характеристик технологических процессов, источников выбросов внесение изменений в ДВОС проводится одновременно с актуализацией сведений об объекте НВОС.

Кстати!

В опубликованном ранее проекте приказа о форме и порядке подачи ДВОС содержалось указание на то, что она представляется не позднее завершения срока действия разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух или разрешения на сброс, полученных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на объектах II категории. То есть, согласно проекту приказа, разработанные ранее проекты ПДВ и НДС можно было не выбрасывать. Как теперь трактовать нормы законодательства в части срока действия утвержденных нормативов и разрешений – неясно.

В утвержденной форме декларации содержится вся информация в соответствии с приведенными выше требованиями федерального закона. согласно приказу, форма содержит следующие таблицы и формы:

  • Виды и объем производимой продукции за 20__ год – Данные о видах и объемах продукции приводятся на основании данных бухгалтерского учета. Наименования и коды продукции приводятся в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008).
  • Информация о реализации природоохранных мероприятий
  • Данные об авариях, повлекших негативное воздействие на окружающую среду, произошедших за 20__- 20__ годы
  • Данные об инцидентах, повлекших негативное воздействие на окружающую среду, произошедших за 20__- 20__ годы – Таблицы заполняются на основании сведений «Журнала учета аварий, происшедших на опасных производственных объектах, аварий гидротехнических сооружений» и «Журнала учета инцидентов, происшедших на опасных производственных объектах», заполняемых в соответствии с приказом Ростехнадзора от 19.08.2011 № 480.
  • Масса или объем выбросов загрязняющих веществ – Раздел заполняется юридическими лицами и ИП, осуществляющими деятельность, оказывающую негативное воздействие на атмосферный воздух. Информация будет почерпнута из результатов инвентаризации источников выбросов ЗВ. Нормативы ПДВ будут определяться с учетом рассеивания веществ и непревышения ПДК на нормируемых территориях. Перечень веществ, подлежащих государственному нормированию, утвержден распоряжением Правительства РФ № 1316-р от 08.07.15 г.
  • Масса сбросов загрязняющих веществ – Раздел заполняется лицами, деятельность которых оказывает негативное воздействие на водные объекты. Данные сведения будут браться на основе расчета нормативов допустимых сбросов в водные объекты . Масса сбросов веществ в тоннах в год производится суммированием сбросов в тоннах в месяц, а указанная концентрация веществ в мг/м3 является максимальной за год.
  • Масса или объем образовавшихся и размещенных отходов – Раздел обязаны заполнить лица, деятельность которых связана с образованием и (или) размещением отходов. Фактически любая хозяйственная деятельность приводит к образованию отходов, поэтому данный раздел будет заполняться всеми лицами, обязанными подать декларацию. Информация об обращении с отходами будет поступать из сводных данных учета движения отходов согласно Приказу Минприроды России от 01.09.2011 N 721.

Нормативы образования отходов не будут рассчитываться в составе ДВОС. Декларируемые количества образующихся и размещаемых отходов будут являться, очевидно, фактическими их количествами за последний год. Согласно Федеральному закону № 219-ФЗ, расчет нормативов образования отходов будет производиться только в рамках получения комплексных экологических разрешений. Напомним, что для объектов II категории природопользователи по желанию имеют право подать заявку на получение КЭР

Номенклатура отходов должна быть приведена в соответствие с Федеральным классификационным каталогом отходов. Образование отходов в год приводится равным максимальному количеству образовавшихся отходов конкретного наименования за период действия декларации (7 лет). Отходы можно размещать только на объектах, внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

По сравнению с проектом декларации, в утвержденной ее форме присутствует новый раздел:

  • Масса или объем образовываемых и размещаемых отходов.
    В данном разделе показываются не фактические, а декларируемые на будущие годы количества образования и размещения отходов. Хотя однозначных разъяснений на этот счет в приказе не дано.
  • Информация о программе производственного экологического контроля
    Программа ПЭК составляется на основании требований приказа Минприроды России от 28 февраля 2018 г. № 74.

    Данный раздел ДВОС содержит сведения о дате утверждения программы ПЭК, о государственном органе представления отчета по программе и о дате последнего представленного отчета.

Согласно требованиям федерального закона и приказу № 509, декларация содержит следующие приложения:
Приложение 1. Расчет нормативов допустимых выбросов.
Приложение 2. Расчет нормативов допустимых сбросов.

5. Расчет нормативов допустимых выбросов

Приказ о форме декларации и порядке ее заполнения не содержит конкретных указаний по расчету нормативов выбросов и сбросов. Данные указания будут включены в состав иной нормативной документации.

Так, в августе 2018 года разработан проект Приказа Минприроды России «Об утверждении Методов определения нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух».

До сей поры расчет показателей выбросов в атмосферный воздух осуществлялся в соответствии с Рекомендациями по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия (утв. Госкомгидрометом СССР 28.08.1987).

Однако Рекомендации сильно устарели, поэтому для расчета использовалось более современное Методическое пособие по аналитическому контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (Санкт-Петербург, НИИ Атмосфера, 2012 г).

Пособие не является НПА, и его можно считать лишь рекомендациями по разработке, что приводило к отсутствию универсальных требований по разработке нормативов в рамках работы по нормированию выбросов (проекты ПДВ). Проектом об утверждении методов предлагается установить новую единую методику расчета величин допустимых выбросов.

Методика основана на определении нормативов выбросов с учетом рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. Таким образом, чтобы подтвердить, что рассчитанные в рамках приложения к ДВОС нормативы выбросов не будут оказывать вредного воздействия на окружающую среду и здоровье человека, простого расчета качественно-количественных параметров выбросов будет недостаточно. Необходимо пройти полный путь, аналогичный работе по разработке проекта ПДВ в привычном виде.

Этапы составления приложения в ДВОС:

1) Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ
Инвентаризация источников проводится собственниками данных стационарных источников выброса. Недавно был зарегистрирован в Минюсте Приказ Минприроды России от 07.08.

2018 N 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки», который заменяет «Инструкцию по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу» (утв. Госкомприроды СССР, 1991 г.). Новый приказ вступает в силу через 6 месяцев после его официального опубликования. Согласно приказу, инвентаризации подлежат только вещества из перечня, утверждённого Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 N 1316-р «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды». В ходе инвентаризации определяется количество источников выбросов, их тип, режимы работы, номенклатура выбрасываемых веществ и масса (объем) выбросов в граммах в секунду и в тоннах в год.

Источник: //ecopromcentr.ru/dvos/

Я президент
Добавить комментарий