Определены основные направления налоговой политики на будущий период

Основные направления налоговой политики РФ

Определены основные направления налоговой политики на будущий период

Налоговая политика — это совокупность всех фискальных платежей и правил их взимания, устанавливаемых государством на своей территории. В России данное направление деятельности правительства на основании ст. 165 Бюджетного кодекса находится в ведении Минфина.

Налоговая политика РФ на современном этапе

Как эволюционировала налоговая политика в современной России?

Налоговая политика 2015–2017: основные направления на ближайшее время

Направления налоговой политики на 2016 год: основные элементы

Перспективы развития налоговой политики до 2018 года

Налоговая политика РФ на современном этапе

Концепция планирования развития любой страны состоит из набора различных элементов, одним из которых является налоговая политика.

Все мероприятия по организации функционирования и развития государства находятся в неразрывной связи друг с другом, поэтому невозможно рассматривать налоговую политику изолированно от других направлений общей стратегии правительства.

Получить наиболее полное представление о текущих взглядах на перспективы развития экономических и социальных систем позволяет закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ.

В дополнение к указанному закону нельзя не упомянуть выпущенный Минфином РФ документ под названием «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», состоящий из трех обширных разделов:

  1. Определение, анализ налоговой нагрузки и ее влияния на уровень деловой активности в России и зарубежных странах.
  2. Оценка результатов проведенных за последние несколько лет на территории РФ мероприятий в области налоговой политики.
  3. Перспективы развития и перечень мер налоговой политики, которые планируется реализовать в ближайшие 2–3 года.

Исходя из текста документа, можно сделать вывод, что государство непрерывно совершенствует уже имеющиеся фискальные институты и осуществляет планомерную модернизацию всей системы сбора налогов с целью повышения ее эффективности и оптимизации налоговой нагрузки на компании. При этом единый подход к решению как существующих, так и возникающих проблем сохраняется на протяжении всех последних лет.

Как эволюционировала налоговая политика в современной России?

Долгое время налоговая система в России была основана на законах, изданных отдельно для каждого вида налога. Прекращение подобной практики произошло только в 1998 году, когда была принята первая часть НК РФ. Она стала лишь первым шагом к выстраиванию функционирующей на данный момент налоговой политики и регулировала лишь некоторые общие положения:

  • классификацию налогов;
  • определение их плательщиков;
  • порядок налогового администрирования;
  • виды налоговых преступлений.

Конкретные условия начисления, уплаты и предоставления льгот по каждому отдельному налогу появились только во второй части НК. Каждому налогу в ней отводилась отдельная глава, в которой четко описывался процесс взимания: база обложения, обязанные его уплачивать субъекты, порядок расчета и сроки перечисления в бюджет.

Новый этап развития налоговой политики можно связать с введением гл. 25 НК РФ, вступившей в силу в январе 2002 года и направленной на регулирование вопросов взимания налога на прибыль.

Это событие можно считать началом выделения обособленного вида хозяйственного учета, а именно налогового.

С этого момента в нем появились первые отклонения от бухгалтерского учета в порядке принятия активов, включения в себестоимость затрат, в вариантах расчета обязательств, в деловой оборот были введены понятия ОНА, ОНО.

На сегодняшний день Налоговый кодекс — это базовый нормативный акт, на основе которого выстраивается вся система налоговых отношений в РФ. При изменении вектора налоговой политики именно в его текст вносятся изменения и корректировки.

Проанализировав существующую нормативную базу, систему администрирующих и надзорных институтов, влияние отчислений в бюджет на предпринимательский климат, можно сделать вывод, что налоговая политика эволюционирует, и выделить ряд важных изменений, к которым относятся:

  1. Утверждение достаточно статичного, не изменяющегося перечня налоговых платежей со строго ограниченным числом их видов.
  2. Ликвидация перекосов и неясностей в области расчета налогов, внесение изменений только в строгой увязке с иными актами законодательства, введение более корректных, не взывающих двоякого толкования определений.
  3. Уменьшение размеров ставок налогов, например, налог на прибыль был уменьшен до 20%, максимальный размер НДС не превышает 18%. Хотя в этой связи несколько неоднозначно выглядит введение гл. 34 НК РФ, в которой планируется с 2019 года увеличить взносы в Пенсионный фонд до 26%.
  4. Оптимизация, упрощение, сокращение сроков налогового контроля.
  5. Публикация в печати правил осуществления налоговых проверок.
  6. Появление возможности введения режима налоговых каникул.

Идеологической основой современной налоговой политики становится постепенная модернизация без коренных изменений и разрушительных, пугающих население нововведений.

В целом можно констатировать, что налоговая политика сегодня поддается прогнозированию и стала более устойчивой.

Налоговая политика 2015–2017: основные направления на ближайшее время

Наиболее полно вопросы о текущем положении дел в области налоговой политики, а также перспективы ее совершенствования в ближайшие 2–3 года раскрывает документ «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», изданный Минфином и утвержденный Правительством РФ еще в июне 2014 года.

В последнем разделе указанного документа в полном объеме освещаются обозначенные вопросы. Так, в нем описывается последовательность выполнения положений послания Президента РФ Федеральному собранию от 12.12.2013.

Одним из итогов этой деятельности стала возможность введения пятилетних налоговых каникул для частных предпринимателей на территориях опережающего развития по некоторым видам фискальных платежей.

Еще одной мерой налоговой политики, призванной создать благоприятный климат для развития деловой инициативы в стране, стала возможность введения местными властями для ИП, подпадающих под определенные требования, нулевой ставки налогообложения.

Большим препятствием для своевременного наполнения бюджета всегда были схемы ухода от уплаты налогов.

Они реализовывались разными способами, как формально законными, основанными на поиске лазеек и прорех в законодательстве, так и откровенно преступными, базирующимися на подлоге и умышленном занижении базы для взимания налогов.

В указанном документе отражены как уже реализованные, так и планируемые мероприятия в области налоговой политики по пресечению подобной деятельности и ликвидации путей для ее осуществления.

В ближайших планах, в целях дальнейшего развития налоговой политики государства, предусмотрена корректировка некоторых разделов законодательства:

  1. Внедрение четкого определения резидентов и нерезидентов в РФ.
  2. Определение правил и условий взимания налогов с прибыли зарубежных компаний, если доля в них принадлежит резиденту РФ, для противодействия использованию оффшорных счетов.
  3. Закрепление порядка обмена информацией с фискальными органами зарубежных стран с целью создания возможности участия ФНС в контрольных налоговых процедурах за пределами РФ.
  4. Введение механизма налогообложения зарубежных фирм.
  5. У органов ФНС появится право требовать предоставление документации по контролируемым сделкам с организаций — резидентов иностранных государств без проведения проверки.

Учитывается в документе и тот факт, что взвешенная налоговая политика поможет создать действенный механизм привлечения зарубежного капитала в страну.

Одним из направлений деятельности подобного рода стало создание дорожных карт, связанных с упрощением порядка старта и последующего осуществления предпринимательской деятельности.

В частности, предпринят ряд шагов в следующих областях:

  • существенно облегчен процесс постановки на учет и получения регистрационных документов для создаваемых компаний;
  • уменьшен уровень затрат по использованию кассовых аппаратов;
  • оказывается содействие со стороны государства экспортерам продукции, прошедшей полный цикл переработки;
  • сокращено количество различий между бухгалтерским и налоговым учетом.

Пристальное внимание в налоговой политике 2015–2017 годов уделено уровню налоговой нагрузки на частных лиц.

Так, именно в указанном документе впервые было предложено в качестве базы по налогу на имущество применять стоимость недвижимого имущества, указанную в кадастре.

Планируется, что налоговая политика в отношении платежей для граждан будет предусматривать изменение порядка применения льгот по поступлениям от реализации имущества.

Для увеличения объема капитальных вложений и количества новых компаний налоговая политика включает в себя положения о предполагаемом снижении уровня налогообложения прибыли в значимых инвестиционных программах. Разработаны меры по содействию развитию предпринимательства в области туризма, виноградарства и производства вина.

В целях стимулирования отказа населения от курения в налоговую политику

Источник: https://okbuh.ru/nalogovaya-sistema/osnovnye-napravleniya-nalogovoj-politiki-rf

Минфином РФ подготовлены основные направления налоговой политики | Отчётсдан

Определены основные направления налоговой политики на будущий период
С.В.

Разгулин, действительный государственный советник РФ 3 класса

В Основных направлениях налоговой политики определяются меры, которые Правительство РФ предполагает реализовать в налоговой сфере посредством изменений в законодательстве и принятия управленческих решений в работе налоговых органов. Содержанию Основных направлений налоговой политики на ближайшие 3 года посвящено интервью с экспертом.

Минфином России подготовлены Основные направления налоговой политики. Какое значение имеет данный документ?

Основные направления налоговой политики имеют значение не только для составления бюджетов. Они позволяют налогоплательщикам определить свою деятельность с учетом планируемых изменений в налоговой сфере на трехлетний период. Особенностью текущего года является включение налоговых тем также в Основные направления бюджетной политики.

Что в Основных направлениях заявлено в качестве цели налоговой политики?

К сожалению, в Основных направлениях налоговой политики на 2017—2019 годы намерения государства в налоговых отношениях не обозначены. В этой связи остается неясным, какой конкретной цели подчинены меры, включенные в налоговую политику.

При этом состав предложенных к реализации мер совершенно несопоставим: от слишком общих (анализ неналоговых платежей) до слишком частных (уменьшение суммы ЕНВД на расходы по приобретению ККТ) или вообще разовых (освобождение от НДФЛ единовременной выплаты пенсионерам в первом квартале 2017 года).

Сроки реализации большинства заявленных мер также отсутствуют. То есть, это может быть как конец 2016 года, так и более поздний период времени.

Что в Основных направлениях может быть рассмотрено как подтверждение стабильности и определенности налоговых условий ведения предпринимательской деятельности?

Эти гарантии в Основных направлениях фактически пропущены. Из примеров, характеризующих предсказуемость налоговой нагрузки, можно назвать лишь предлагаемую фиксацию на трехлетний период значения коэффициента-дефлятора по ЕНВД. Однако предлагаемый размер указанного коэффициента не обозначен. Более того, сам режим в виде ЕНВД ожидается к отмене с 2021 года.

В качестве примера, характеризующего стимулирующую роль налогов, можно привести заявленную идею освобождения от НДФЛ купонного дохода по облигациям.

Но и в данном случае, во-первых, отсутствует описание конкретного механизма освобождения.

Во-вторых, не исключено, что в рамках обсуждения данного вопроса о выравнивании условий налогообложения процентных доходов изменения могут коснуться действующего режима освобождения от НДФЛ процентов по вкладам в банках.

В-третьих, остаются различия в условиях налогообложения процентов по долговым обязательствам в рамках налога на прибыль и НДФЛ, что нарушает принцип нейтральности налоговой системы.

Что можно сказать о предстоящей динамике налоговой нагрузки?

Анализ предлагаемых Основными направлениями мер позволяет сделать вывод, что налоговая нагрузка будет расти.

Платежи, имеющие налоговую природу, будут не отменены, а перенесены в Налоговый кодекс. При этом в отношении иных обязательных платежей, по тем или иным причинам, не включенным в Налоговый кодекс, предполагается принятие отдельного закона, в котором будут содержаться основные положения их взимания (эта мера содержится в Основных направлениях бюджетной политики).

В отношении акцизов готовится:

  • расширение списка подакцизных товаров;
  • введение повышающих коэффициентов при реализации подакцизной продукции в последнем квартале года;
  • рост ставок.

Рост ставок также произойдет и по НДПИ.

Какая политика предполагается в отношении налоговых льгот?

В отношении налоговых льгот заявлен жесткий подход, названный оптимизацией, но по форме направленный на отмену льгот, установленных непосредственно Налоговым кодексом. Причем из Основных направлений можно сделать вывод, что под налоговыми льготами понимаются и освобождения от налогообложения, и пониженные налоговые ставки.

Причем отмена льгот на федеральном уровне предлагается не только по региональным и местным налогам, но и по налогам, зачисляемым в региональные и местные бюджеты (НДФЛ, налог на прибыль).

Принципом действия подобных льгот может стать следующий — «действие освобождений по федеральному налогу возможно при условии их подтверждения законом субъекта». Реализация подобного подхода может создать разные условия налогообложения в соседних муниципальных образованиях.

При этом одним из условий предоставления дотаций из федерального бюджета субъектам РФ на выравнивание бюджетной обеспеченности станет обязательство субъекта РФ применять «мораторий на налоговые льготы».

Среди наиболее «ярких» предложений, содержащихся в Основных направлениях — предложение об увеличении ставки пени…

Действующий размер пени: 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ в день.

В Основных направлениях используется понятие ставка рефинансирования, однако с 2016 года ставка рефинансирования приравнена к ключевой ставке (Указание Банка России от 11.12.2015 № 3894-У).

Предлагаемый размер: 1/180 ключевой ставки ЦБ РФ в день.
По состоянию на октябрь 2016 года соотношение было бы следующим 0,033% и 0,055%.

Можно предположить, что новый размер пени будет применяться со дня введения, в том числе к ранее возникшей задолженности по налогам (сборам, страховым взносам).

Мера носит откровенно фискальный характер (в качестве цели заявлено обеспечение формирования доходов бюджетов бюджетной системы). Кроме того, уплаченные суммы пени не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль (пункт 2 статьи 270 НК РФ).

Поэтому аргумент о том, что пени платить выгоднее, чем проценты по кредиту, по меньшей мере, странен.

Возможно, что в конечной редакции поправок размер ставки пени будет зависеть от продолжительности просрочки.

Размер пени определяется ключевой ставкой, новая величина которой вводится со дня, указанного в Информации Банка России (нередко сразу или спустя один-два дня после объявления).

Для налогоплательщика это удобно, когда размер ключевой ставки снижается, и наоборот — если ставка увеличена.

Какие изменения предвидятся по НДС?

В налогообложении НДС изменения затронут розничную торговлю:

  • предусматривается возврат иностранным физическим лицам налога при вывозе (система «tax free»);
  • налогообложение иностранных продавцов при продаже товаров в РФ с использованием Интернета. Напомним, что с 2017 года уже предусмотрена уплата НДС при оказании иностранными организациями услуг через Интернет (статья 174.2 НК РФ).

Что ждет налогоплательщиков налога на прибыль?

Изменение соотношения ставок по налогу на прибыль между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ. Действующее: 2% и 18%.Предлагается: 3% и 17%.
В результате изменения пропорции зачисления налога уменьшается эффект «налоговой экономии» за счет использования пониженной ставки, установленной субъектом РФ.

Ожидаются изменения в расчете налоговой базы при переносе убытков.Действующее ограничение на срок переноса убытков — 10 лет. Предлагается — бессрочно, но не более 30% налоговой базы текущего периода. Это означает, что при наличии убытка прошлых лет налог на прибыль будет уплачиваться.

При этом в Основных направлениях каких-либо оговорок о периоде образования убытка не содержится! Иными словами, новые правила могут начать применяться и к ранее накопленному убытку.

Источник: http://otchetsdan.ru/stati/osnovnye-napravleniya-nalogovoj-politiki/

Основные направления налоговой политики на 2019 год

Определены основные направления налоговой политики на будущий период

На официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации были опубликованы основные направления, которые аргументируют налоговую политику нашего государства. В данном случае идет речь, про бюджетные показатели на 2016-2018 года.

Отметим, что публикация данной информации стала уже своего рода традицией в вопросе налогообложения, а также администрирования налогов на ближайшие несколько лет. Стоит сказать, что данная информация не относится к нормативной.

При этом с ее помощью существует возможность определить какое направление движения, имеется в данной области.

Бюджетные показатели на 2016-2018 годы

До 2018 года был заявлен основной вектор развития налогообложения до 2018 года.

Отметим, что в течение очередного периода, который продлится три года, приоритетным для правительства Российской Федерации будет недопущение увеличения налоговой нагрузки на экономическую составляющую государства.

По всей видимости, это должно положительно влиять на деятельность предпринимателей. При этом хочется, чтобы налоговая политика государства не подвергалась увеличения, а постепенно подвергалась снижению. К сожалению, до 2020 года данная задача поставлена не была.

Текущее состояние налоговой политики в РФ.

Перед тем как определить, какие показатели налоговая политика России будет иметь к 2020 году, необходимо определить, на каком конкретно этапе находится ситуация сегодня.

Прежде всего, следует сказать о том, что принципиальных отличий между налоговыми поступлениями в Российской Федерации, по сравнению с предыдущими годами не появилось.

Все также, как и в прошлые года, налогообложение и пошлины которые связаны с обложением нефти, газа и нефтепродуктов сохранились и составляют приблизительно 30% от общего количества налоговых изъятий. Налоги от нефтегазового сектора способны обеспечить порядка трети всех доходов, являющихся совокупными.

К сожалению, как и раньше, существует высокий уровень налоговой нагрузки. Он может наблюдать по таким налогам как акцизы, налоги на прибыль, НДС, а также НДФЛ. Если сравнивать это с экономическими процессами, которые наблюдаются в других государствах, то уровень нагрузки экономики в нашем государстве значительно больший, чем в других странах входящих в Евразийский экономический союз.

Это может говорить про достаточно низкий уровень конкуренции, который сложился в стране. Поэтому, это может говорить только про то, что в России необходимо создать более лучшие условия позволяющие инвестировать иностранным компаниям и соответственно, положительно влиять на экономический рост.

Если же говорить про налоговые условия при ведении предпринимательской деятельности в нашей стране, то в отчете за 2016 год, наше государство занимает только 62 место. Бюджетные показатели говорят о том, что:

  1. По налогообложению мы занимаем 49 место.
  2. По количеству регистрируемых предприятий 34 место.

Прогноз на 2018 год

Базовая стоимость экспортируемого газа может быть посчитана как экспортная стоимость газа, которая определяется базовым вариантом среднесрочного прогноза Министерства экономического развития Российской Федерации.

Прогнозируя бюджетную политику на 2018 год, необходимо отметить, что государством была установлена базовая стоимость нефти, которая находится на уровне 40 долларов США за один баррель (марка Юралс).

В связи с тем, что имеется значительная подвижность оценки равновесия уровня стоимости нефти в условиях которые ускоряют технологические изменения, а также беря во внимание факт того, что уровень накопленных резервов является ограниченным, был выбран именно показатель на уровне 40 долларов США. Под базовым курсом понимают:

  • курс российского рубля к доллару США, который соответствует стоимости нефти;
  • включение перечня показателей прогноза;
  • экономическое развитие государства.

В основных направления проведения налоговой политики государства, проводится анализ принятых решений. Он позволяет определить основные моменты данного анализа.

В нашем материале мы рассмотрим, где пройдут Европейские игры в 2019 году.

Здесь мы подробнее расскажем про программу реновации в столице на будущие годы.

Более подробно о том, чей год наступит в 2019 году, мы расскажем в нашем материале.

Бюджетная политика до 2020 года

Самые худшие показатели имеет бюджетная политика, связанная с управлением государственным долгом. Отметим, что к 2016 году данные показатели снизились до 3 баллов.

При этом в дальнейшем показатель увеличивается до 4-х баллов к 2020 году.

Подобная динамика обусловлена тем, что имеется значительное плановое увеличение государственного долга, а также трудности, которые связаны с его погашением в связи с тем, что плановые доходы были сокращены.

Будущее и настоящие бюджетной политики России.

Для того чтобы повысить качество данного направления нужно удерживать стабильную и плановую динамику, а также изменения объемов государственного долга для того чтобы провести самую взвешенную долговую политику.

Нельзя не сказать и про то, что показатели качества бюджетной политики будут сокращены. Это объясняется тем, что бюджетное сальдо будет уменьшено с 5 до 3,5 баллов за период с 2014 по 2019 года. Это связано с дефицитом бюджета в связи с растущими доходами, покрытие которых запланировано только на 2020 год.

Для того чтобы повысить качество по этому направлению, нужно:

  1. Поддерживать стабильность бюджетного сальдо.
  2. Достигать профицитности сальдо.
  3. Сокращать дефицитное сальдо, при его наличии.

Если же говорить про показатель качества бюджетной политики до 2020 года, то в области доходов он имеет оценку практически неизменную. Во всем плановом периоде она составляет 4,7 баллов. При этом, данный показатель является достаточно низким, так как необходимо постоянно поддерживать предельный уровень, а также обеспечивать стимулирование роста.

Заключение

В целом, налоговая политика нашего государства на 2018-2020 год имеет не самые худшие перспективы, несмотря на имеющиеся экономические проблемы, в том числе и международные санкции. К тому же, необходимо понимать, что прогнозы сбываются далеко не всегда и в один момент все может резко изменится. Кризис 2008 года является в данном случае отличным примером.

Источник: http://god-2019.ru/pravo/osnovnye-napravleniya-nalogovoj-politiki.html

Основные направления налоговой политики

Определены основные направления налоговой политики на будущий период

17.10.2016

С.В.Разгулин, действительный государственный советник РФ 3 класса

В Основных направлениях налоговой политики определяются меры, которые Правительство РФ предполагает реализовать в налоговой сфере посредством изменений в законодательстве и принятия управленческих решений в работе налоговых органов. Содержанию Основных направлений налоговой политики на ближайшие 3 года посвящено интервью с экспертом.

— Минфином России подготовлены Основные направления налоговой политики. Какое значение имеет данный документ?

Основные направления налоговой политики имеют значение не только для составления бюджетов. Они позволяют налогоплательщикам определить свою деятельность с учетом планируемых изменений в налоговой сфере на трехлетний период. Особенностью текущего года является включение налоговых тем также в Основные направления бюджетной политики.

— Что в Основных направлениях заявлено в качестве цели налоговой политики?

К сожалению, в Основных направлениях налоговой политики на 2017—2019 годы намерения государства в налоговых отношениях не обозначены. В этой связи остается неясным, какой конкретной цели подчинены меры, включенные в налоговую политику.

При этом состав предложенных к реализации мер совершенно несопоставим: от слишком общих (анализ неналоговых платежей) до слишком частных (уменьшение суммы ЕНВД на расходы по приобретению ККТ) или вообще разовых (освобождение от НДФЛ единовременной выплаты пенсионерам в первом квартале 2017 года).

Сроки реализации большинства заявленных мер также отсутствуют. То есть, это может быть как конец 2016 года, так и более поздний период времени.

— Что в Основных направлениях может быть рассмотрено как подтверждение стабильности и определенности налоговых условий ведения предпринимательской деятельности?

Эти гарантии в Основных направлениях фактически пропущены. Из примеров, характеризующих предсказуемость налоговой нагрузки, можно назвать лишь предлагаемую фиксацию на трехлетний период значения коэффициента-дефлятора по ЕНВД. Однако предлагаемый размер указанного коэффициента не обозначен. Более того, сам режим в виде ЕНВД ожидается к отмене с 2021 года.

В качестве примера, характеризующего стимулирующую роль налогов, можно привести заявленную идею освобождения от НДФЛ купонного дохода по облигациям.

Но и в данном случае, во-первых, отсутствует описание конкретного механизма освобождения.

Во-вторых, не исключено, что в рамках обсуждения данного вопроса о выравнивании условий налогообложения процентных доходов изменения могут коснуться действующего режима освобождения от НДФЛ процентов по вкладам в банках.

В-третьих, остаются различия в условиях налогообложения процентов по долговым обязательствам в рамках налога на прибыль и НДФЛ, что нарушает принцип нейтральности налоговой системы.

— Что можно сказать о предстоящей динамике налоговой нагрузки?

Анализ предлагаемых Основными направлениями мер позволяет сделать вывод, что налоговая нагрузка будет расти.

Платежи, имеющие налоговую природу, будут не отменены, а перенесены в Налоговый кодекс. При этом в отношении иных обязательных платежей, по тем или иным причинам, не включенным в Налоговый кодекс, предполагается принятие отдельного закона, в котором будут содержаться основные положения их взимания (эта мера содержится в Основных направлениях бюджетной политики).

В отношении акцизов готовится:

  • расширение списка подакцизных товаров;
  • введение повышающих коэффициентов при реализации подакцизной продукции в последнем квартале года;
  • рост ставок.

Рост ставок также произойдет и по НДПИ.

— Какая политика предполагается в отношении налоговых льгот?

В отношении налоговых льгот заявлен жесткий подход, названный оптимизацией, но по форме направленный на отмену льгот, установленных непосредственно Налоговым кодексом.

Причем из Основных направлений можно сделать вывод, что под налоговыми льготами понимаются и освобождения от налогообложения, и пониженные налоговые ставки.
Причем отмена льгот на федеральном уровне предлагается не только по региональным и местным налогам, но и по налогам, зачисляемым в региональные и местные бюджеты (НДФЛ, налог на прибыль).

Принципом действия подобных льгот может стать следующий — «действие освобождений по федеральному налогу возможно при условии их подтверждения законом субъекта». Реализация подобного подхода может создать разные условия налогообложения в соседних муниципальных образованиях.

При этом одним из условий предоставления дотаций из федерального бюджета субъектам РФ на выравнивание бюджетной обеспеченности станет обязательство субъекта РФ применять «мораторий на налоговые льготы».

— Среди наиболее «ярких» предложений, содержащихся в Основных направлениях — предложение об увеличении ставки пени…

Действующий размер пени: 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ в день. В Основных направлениях используется понятие ставка рефинансирования, однако с 2016 года ставка рефинансирования приравнена к ключевой ставке (Указание Банка России от 11.12.2015 № 3894-У). Предлагаемый размер: 1/180 ключевой ставки ЦБ РФ в день.

По состоянию на октябрь 2016 года соотношение было бы следующим 0,033% и 0,055%. Можно предположить, что новый размер пени будет применяться со дня введения, в том числе к ранее возникшей задолженности по налогам (сборам, страховым взносам).

Мера носит откровенно фискальный характер (в качестве цели заявлено обеспечение формирования доходов бюджетов бюджетной системы). Кроме того, уплаченные суммы пени не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль (пункт 2 статьи 270 НК РФ). Поэтому аргумент о том, что пени платить выгоднее, чем проценты по кредиту, по меньшей мере, странен.

Возможно, что в конечной редакции поправок размер ставки пени будет зависеть от продолжительности просрочки.

Размер пени определяется ключевой ставкой, новая величина которой вводится со дня, указанного в Информации Банка России (нередко сразу или спустя один-два дня после объявления). Для налогоплательщика это удобно, когда размер ключевой ставки снижается, и наоборот — если ставка увеличена.

— Какие изменения предвидятся по НДС?

В налогообложении НДС изменения затронут розничную торговлю:

  • предусматривается возврат иностранным физическим лицам налога при вывозе (система «tax free»);
  • налогообложение иностранных продавцов при продаже товаров в РФ с использованием Интернета. Напомним, что с 2017 года уже предусмотрена уплата НДС при оказании иностранными организациями услуг через Интернет (статья 174.2 НК РФ).

— Что ждет налогоплательщиков налога на прибыль?

Изменение соотношения ставок по налогу на прибыль между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ. Действующее: 2% и 18%.Предлагается: 3% и 17%.

В результате изменения пропорции зачисления налога уменьшается эффект «налоговой экономии» за счет использования пониженной ставки, установленной субъектом РФ. Ожидаются изменения в расчете налоговой базы при переносе убытков.

Действующее ограничение на срок переноса убытков — 10 лет. Предлагается — бессрочно, но не более 30% налоговой базы текущего периода. Это означает, что при наличии убытка прошлых лет налог на прибыль будет уплачиваться.

При этом в Основных направлениях каких-либо оговорок о периоде образования убытка не содержится! Иными словами, новые правила могут начать применяться и к ранее накопленному убытку.

Аналогичное по смыслу изменение предполагается ввести при формировании налоговой базы участниками КГН.

Другие примеры реализации политики «противодействия» уменьшению налоговой базы можно найти в законопроектах, разрабатываемых в настоящее время Минфином:

  • при реорганизации в форме присоединения, слияния уменьшение налоговой базы правопреемником станет возможным только на убытки, которые были получены в периодах, когда реорганизуемые организации и правопреемник были взаимозависимыми лицами;
  • ограничиваются случаи безналоговой передачи имущества между обществом и акционерами (участниками) — соответствующие поправки предлагаются в подпункт 3.4 пункта 1 статьи 251 НК РФ;
  • в резерв по сомнительным долгам сможет включаться только разница между сомнительной задолженностью лица и его кредиторской задолженностью (пункт 4 статьи 266 НК РФ).

— Что в Основных направлениях налоговой политики можно отнести к мерам поддержки инвесторов?

С точки зрения отношения к инвестициям можно отметить продолжение тенденции на «регионализацию» налогового законодательства. Напомню, что Налоговым кодексом уже установлены особенности налогообложения:

  • в особых экономических зонах;
  • для региональных инвестиционных проектов;
  • для территорий опережающего социально-экономического развития.

Основными направлениями предусматриваются налоговые вычеты для налогоплательщиков Дальневосточного региона, создающих объекты инфраструктуры (дороги и т.п.). Налоговый вычет определяется как уменьшение суммы исчисленных налогов на суммы инвестиций.

По всей видимости, именно в рамках по сути индивидуальных договоренностей с инвестором предполагается обеспечивать стабильность условий налогообложения.

— Будут ли введены новые налоги?

Помимо возможных изменений, связанных с регламентацией платежей, имеющих признаки налога (сбора), в Основных направлениях прямо не заявлено введение новых налогов и сборов. Несмотря на обсуждение, например, курортного сбора.

Исключением является подтверждение стремления к установлению новой системы налогообложения добычи нефти (эта идея раскрывается также в Основных направлениях бюджетной политики).

Новый налог в этой системе предполагается установить вначале для пилотных объектов.

Налоговой базой будут признаваться расчетные доходы от добычи углеводородного сырья, уменьшенные на расходы (ограниченные в абсолютном выражении).

— Как изменится административная нагрузка налогоплательщика?

Возрастет. Будет введена обязанность организации по сбору информации о компаниях международной группы (имеется в виду законопроект о межстрановой отчетности).

Организации станут представлять в налоговый орган страновой отчет в разрезе компаний (в отношении которых составляется консолидированная отчетность).

Налоговым органом может быть запрошена глобальная документация (информация о группе), национальная документация (о контролируемых сделках).

Раскрытие информации создает налоговые риски:

  • отказа в применении соглашений об избежании двойного налогообложения (в случае, если, по мнению налогового органа, выплата дохода происходила кондуитным компаниям);
  • отказа в принятии к учету отдельных расходов (убытков).

В следующем году «усиление» администрирования может почувствоваться налогоплательщиками в связи:

  • с интеграцией баз данных таможенных и налоговых органов (одна из заявленных задач в этой сфере — невозможность продажи импортного товара без уплаты НДС и пошлин, для чего, в частности, обеспечивается сквозная идентификация товара от ввоза до розничной продажи);
  • объединение администрирования налогов и страховых взносов (заявленная задача в этой сфере — «обеление» зарплат).

Судебная практика показывает огромное количество дел, в которых фигурируют претензии к налогоплательщику, связанные с «необоснованной налоговой выгодой».

Несмотря на отсутствие в Основных направлениях соответствующей задачи, по всей видимости, будет сделана попытка законодательно урегулировать данный вопрос, включая определение объема «необоснованной» выгоды, процедур проявления «должной осмотрительности».

Одновременно следует отметить, что из Основных направлений можно предположить принципиальную готовность разрешить уплату налога третьими лицами за налогоплательщика.

— Выводы по итогам рассмотрения Основных направлений для налогоплательщиков выглядят не очень утешительно…

Действительно, нововведений, способных оказать благоприятное влияние на положение налогоплательщика, в Основных направлениях, мягко говоря, немного.

При этом представляется, что принципиальные решения по налогам и взносам отложены на 2017—2018 гг.

В следующем же году для большинства налогоплательщиков на первое место выходит адаптация к уже произошедшим изменениям в администрировании страховых взносов, а также работа с налоговой базой по налогу на прибыль в свете предполагаемых изменений в части применения налоговых ставок, освобождений, ограничений на перенос убытков.

Источник: https://taxcom.ru/about/news/Tax_Policy/

Я президент
Добавить комментарий