Кого может вызвать ФНС на комиссию по легализации зарплаты

Легализация заработной платы в 2019 году: ждите вызов на зарплатные комиссии

Кого может вызвать ФНС на комиссию по легализации зарплаты

В целях легализации заработной платы сотрудников в организациях и увеличения контроля за соблюдением прав этих работников, государство пристально следит за уровнем оплаты труда и проверяет размер зарплаты сотрудников на соответствие среднему показателю по отрасли.

Если сотрудник получает значительно меньше среднеотраслевого показателя зарплат или меньше, чем другой сотрудник на той же позиции в этой же компании, то работодателя вызывают на комиссию по заработной плате в администрацию и налоговую инспекцию для разъяснения причин расхождения этих показателей.

Таким образом, комиссии по легализации зарплаты призваны узаконить заработок и трудовые отношения работодателей и персонала.

Зачастую комиссия по оплате труда грозит работодателям, у которых трудятся мигранты или сотрудники, «официально» получающие неоправданно маленькие зарплаты, и которые занижают и недоплачивают «зарплатные налоги» за своих сотрудников.

Далее в статье мы детально рассмотрим процесс проведения «зарплатных» комиссий по легализации зарплаты в администрации и налоговой, а также расскажем, к чему должны подготовиться юридические лица и их руководители, получив вызов на комиссию по легализации заработной платы. Для более удобного перемещения по статье вы можете воспользоваться навигацией по странице:  

Кто проводит комиссии по заработной плате

В России есть «зарплатные» комиссии по оплате труда, наделенные правом проверять правомерность размера начисленной и выплаченной персоналу заработной платы.

В данной сфере полномочиями по надзору обладают различные органы:

  • налоговая инспекция;
  • государственные органы на местах;
  • Государственная инспекция труда.

По сути, зарплатные комиссии являются постоянно работающими коллегиальными органами, которые в своем составе имеют сотрудников районной администрации. Их решения носят рекомендательный характер.

По большей части комиссии по труду и заработной плате располагаются при администрациях районов для узаконивания зарплаты и защиты прав работников компаний, расположенных на территории того или иного района. Однако бывает, что проводят зарплатные комиссии в налоговой или ИФНС.

Задачи комиссии по легализации заработной платы

Ключевая задача комиссии по зп состоит в том, чтобы содействовать легализации трудовых отношений между работодателем и работником, устранить задолженности по заработной плате сотрудникам предприятий, уравнять зарплаты по отрасли, получить зарплатные налоги с работодателя в полной мере и провести легализацию теневой заработной платы.

Зарплатные комиссии выявляют сведения о выплате заработной платы ниже минимальной либо о задержках выплат. Такие ситуации разбираются в рамках заседаний Комиссии по вопросам оплаты труда, куда приглашаются представители организаций, замеченных в подобных нарушениях.

Помимо этого, межведомственная комиссия по заработной плате активно сотрудничает с органами надзора в данной сфере, предоставляя данные в прокуратуру, Государственную инспекцию труда, налоговую инспекцию и органы внутренних дел, а также профсоюзами сотрудников и органами статистики.

Ежеквартально межведомственная комиссия по легализации заработной платы проводит заседания, результаты которых могут быть переданы в органы контроля для решения вопроса, связанного с привлечением работодателя к ответственности и пресечением вероятных нарушений в области оплаты труда.

На Комиссию по зарплате преимущественно приглашают руководство компаний, которые выплачивают зарплату меньшего установленного в регионе размера. Нередко в качестве основу берут и среднеотраслевую заработную плату по ОКВЭД – среднюю зарплату по видам экономической деятельности, значительно превышающую МРОТ.

Главной целью таких заседаний является узаконивание теневого заработка: повышение заработной платы сотрудникам и легализация серых зарплат и вывод их из тени, так как это напрямую влияет на НДФЛ и суммы страховых взносов за каждого работника.

Получили вызов на комиссию по заработной плате – что делать?

Несмотря на то, что комиссия по зарплате в администрации является совещательным органом, ее вызов не рекомендуем игнорировать. Следует подготовить документы, которые являются подтверждением факта начисления и выплаты заработной платы, которая не меньше установленного в регионе по отрасли размера. Идеальным вариантом является предоставление копии штатного расписания.

Работодатель, отправляющийся на комиссии по легализации зарплаты, должен подготовиться к тому, чтобы предоставить внятное пояснение причины сниженной зарплаты сотрудника, чтобы избежать неверных выводов членов комиссии о том, что зарплата была начислена необоснованно, так как выводы делаются на основании общей статистики.

Объяснение по легализации заработной платы должно быть убедительным. Необходимо, чтобы ответы на вопросы членов Комиссии по оплате труда были как можно полнее, они должны подтвердить обоснованность низкой зарплаты на предприятии.

Руководитель должен позаботиться о том, чтобы были исключены даже малейшие намеки на то, что компания ведет себя недобросовестно по отношению к своим сотрудникам. В частности, можно указать на ранний этап развития организации либо отсутствие прибыли.

Временные осложнения, в числе которых могут быть уменьшение сбыта, изменений потребностей рынка, сокращение финансирования, вызванного, например, финансовым кризисом, тоже можно считать вероятной причиной выплаты заниженной заработной платы, которая будет выглядеть правдоподобно в глазах комиссии по вопросам оплаты труда.

В качестве самой распространенной причины низкого заработка указывается работа персонала по совместительству или их частичная занятость в компании на полставки. Это является гарантией трудоустройства на неполный рабочий день и позволяет сотрудникам получать дополнительный доход.

Кроме того, для персонала также может предусматриваться особая система выплаты премий, зависящая от итогов работы и, например, объемов продаж. Важно отметить и то, что на заседание зарплатной комиссии в ФНС, в налоговую и в администрацию не приглашают персонал предприятий, поскольку выслушиваются только «версии» руководства.

Другими словами, вызов на комиссию по заработной плате приходит только руководителю, сами сотрудники никак не участвуют в заседаниях комиссии по зп и не предоставляют никаких сведений членам комиссии.

Итоги работы комиссии по заработной плате

В процессе заседания комиссии секретарь ведет протокол по легализации заработной платы. По результатам заседания комиссии руководству компаний должно быть направлено предложение о том, чтобы поднять заработную плату сотрудникам, а также о том, чтобы руководитель представил отчет об этом впоследствии.

В подобной ситуации следует помнить о том, что решения комиссии по труду и заработной плате носят характер рекомендаций, то есть исполнять их вовсе не обязательно.

Тем не менее, высока вероятность того, что такое решение комиссии по зп могут переадресовать в орган, обладающий полномочиями для того, чтобы привлечь юридическое лицо и его руководство к ответственности вследствие допущенных с их стороны нарушений требований российского законодательства и применить серьезные меры по легализации заработной платы в компании.

В целях легализации заработной платы в 2019 предусматривается административная ответственность за нарушения в сфере трудовых отношений за каждого работника. В каждом отдельном случае она может составить от тридцати до пятидесяти тысяч рублей для юридических лиц (для руководителей и индивидуальных предпринимателей она составит от одной до пяти тысяч рублей).

Зачастую зарплатные комиссии при администрациях районов имеют налаженные связи с районными прокуратурами города. Кроме того, государственные органы учитывают информацию комиссий по труду и заработной плате при районных администрациях при рассмотрении инвестиционных предложений и размещении государственных заказов в сфере недвижимости.

Специалисты советуют исполнять решения зарплатной комиссии поэтапно, попеременно повышая уровень оплаты труда специалистов, потому что в результате будет повышена нагрузка по выплате налогов и обязательных платежей. Кроме того, это позволит исключить возможные подозрения в недобросовестности организации и осознать, какие размеры зарплат для персонала доступны юр. лицу в актуальных на сегодняшний день условиях экономической деятельности.

Как избежать вызов на комиссию по легализации заработной платы?

Чтобы точно не попасть под пристальный надзор государственных органов после комиссии по зарплате в налоговой, убедитесь, что средняя заработная плата специалистов в вашей компании соответствует среднему показателю по отрасли по ОКВЭД. Также помните, что сотрудники одной должности должны получать примерно одинаковую зарплату.

Значительная разница в оплате труда может привлечь внимание комиссии по легализации серой заработной платы. Также не злоупотребляйте оформлением сотрудников на пол ставки.

Если вы будите соблюдать приведенные правила ваша организация никогда не получит вызов на зарплатную комиссию и вам не придется давать объяснение по вопросам легализации заработной платы в налоговой или администрации района.

Что делать, если я не хочу повышать зарплату до среднеотраслевого уровня, но хочу избежать комиссию по зп?

Единственная возможность не повышать зарплату до среднего уровня и легально сократить расход на зарплатных налогах – это вывести сотрудников из штата своей компании и оформить их в штат другой компании по договору аутстаффинга.

По большей части среднеотраслевой уровень оплаты труда сотрудников, которые оформлены в аутстаффинговую компания, значительно ниже, чем на предприятиях, а значит ни более низкая зарплата за те же работы, ни сокращенные зарплатные налоги не вызовут подозрение у комиссии по легализации трудовых отношений и заработной платы.

При этом работодатель не только снижает расходы на зарплату, но и избавляет себя от необходимости посещать комиссии по заработной плате, а также навсегда избавляется от проверок миграционной службы, прокуратуры, налоговой инспекции и прочих государственных органов.

Пожалуйста, оцените нашу статью, если она была вам полезна, или поделитесь с друзьями информацией о зарплатных комиссиях и легализации заработной платы сотрудников.

Источник: //migrantmedia.ru/legalizaciya-zarabotnoj-platy-v-2016-godu-zhdite-vyzov-na-zarplatnye-komissii

10 признаков того, что вас вызовут на зарплатную комиссию в ФНС

Кого может вызвать ФНС на комиссию по легализации зарплаты

Налоговики начинают кампанию по выявлению «серых зарплат». Какие признаки могут вызвать у них подозрения, а значит, вызов директора и главного бухгалтера на налоговую комиссию? Посмотрим на ситуацию с точки зрения ФНС.

КонсультантПлюс БЕСПЛАТНО на 3 дня

Получить доступ

Глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин на заседании Совета Федерации, посвященном исполнению поручений Президента России после Послания Федеральному Собранию, заявил, что одним из источников доходов для исполнения поручений главы государства в социальной сфере должно стать налогообложение доходов граждан. Для это чиновники планируют вывод из тени «серых зарплат». Поскольку дополнительные доходы нужны бюджету уже сейчас, налоговики начинают массированную кампанию по выявлению работодателей, которые платят часть зарплаты своим работникам в конвертах.

Как не попасть под подозрение? Достаточно посмотреть на ситуацию в организации с точки зрения налоговиков.

Признаки «серой зарплаты»

Так как многие работодатели действительно пытаются скрыть от ФНС реальные суммы зарплаты работников, налоговики обращают внимание буквально на каждую мелочь. У них есть ресурсы для контроля не только за работодателем, но и за его работниками. Поэтому налоговики считают, что в организации практикуется зарплата в конвертах, если:

  1. Работодатель платит заработную плату работникам ниже среднеотраслевой. Да, специалисты ФНС сравнивают зарплату не с МРОТ, а со среднеотраслевыми показателями по региону. И если в организации продавец, к примеру, получает 15 тысяч рублей, тогда как средняя зарплата продавцов в других компаниях 18 тысяч рублей, можно ожидать вопросов от налоговиков.
  2. Работники не увольняются из организации, которая платит зарплату ниже среднеотраслевой. Очевидно, что тот факт, что продавец с зарплатой 15 тысяч рублей продолжает работать в организации несколько лет, тогда как в магазине рядом ему могут платить 20 тысяч рублей, вызывает подозрение. Такая бескорыстная преданность работодателю приведет к вызову руководства для дачи объяснений.
  3. Работникам на разных должностях и с разной квалификацией платят примерно одинаковую зарплату. Например, если бухгалтер, продавец и юрист получают по 15 тысяч рублей.
  4. Зарплата не растет и даже имеет тенденцию к снижению. Такую политику работодатель сможет обосновать только очевидно плохими экономическими показателями. Но если организация прибыльная, зарплата должна расти.
  5. При поиске новых сотрудников в организацию в вакансиях указана более высокая зарплата, чем получают работники на аналогичных должностях. Или размер зарплаты не указан совсем. Слово «договорная» в объявлении о поиске работника наведет налоговиков на подозрения.
  6. Работники организации регулярно пополняют свои банковские карты примерно на одни и те же суммы, в один и тот же период месяца. Например, с 7-го по 10-е число.
  7. Работники организации при невысоких доходах позволяют себе покупать автомобили, бытовую технику или туристические туры. Да, стабильное финансовое состояние сотрудников свидетельствует о том, что они получают больше, чем заявлено официально.
  8. Некоторые сотрудники оформили в банке кредиты на крупные суммы. Например, на покупку автомобиля или ипотеку.
  9. Зарплата сотрудников, которые устроились на работу недавно, на прежнем месте работы была существенно выше, чем сейчас.
  10. Доходы в декларации 3-НДФЛ, которую работник сдал, чтобы получить имущественный вычет, больше, чем в справке 2-НДФЛ, которую за него сдала организация-работодатель.

Ну о том, что зарплата во всех организациях без исключения должна быть выше МРОТ, можно даже не говорить. Ведь за это работодателю положен отдельный штраф.

Последствия для работодателей

Если хотя бы один из пунктов, перечисленных выше, относится к вашей организации, вам нужно быть готовым к тому, что налоговики захотят получить пояснения. Чаще всего для этого работодателей вызывают на специальные налоговые комиссии по зарплате. Такие комиссии изучают ситуацию в компании и дают свои рекомендации.

Если работодатель их не выполнит, в организации могут назначить полноценную проверку.

И уже по ее итогам, если подозрения налоговиков о «серых» зарплатах подтвердятся, будут и штрафы, и доначисление налога на доходы физических лиц и страховых взносов, а также другие санкции, в том числе и предусмотренные Уголовным кодексом РФ за намеренное сокрытие доходов и уменьшение налоговой базы.

Источник: //ppt.ru/news/143102

Комиссии по легализации налоговой базы: кого туда пригласят, и какими будут последствия

Кого может вызвать ФНС на комиссию по легализации зарплаты

Комиссии по легализации налоговой базы создаются на трех уровнях. Первый уровень — это «рядовая» налоговая инспекция. Второй уровень — региональное управление ФНС России. Третий, самый высокий уровень — межведомственный, при администрации субъекта РФ и органах местного самоуправления.

В состав комиссии входят налоговики, которые отвечают за камеральные и выездные проверки, предпроверочный анализ и за урегулирование задолженности перед бюджетом. При необходимости в комиссию включают представителей органов исполнительной власти, Пенсионного фонда, трудовой инспекции, полиции и прокуратуры.

Кого пригласят на комиссию

Значительная часть налогоплательщиков, приглашенных на комиссию — это компании и предприниматели, вызывающие подозрение у инспекторов. Но поскольку подозрение еще не переросло в уверенность, налоговики пока воздерживаются от выездной проверки. Вместо этого они создают комиссию, чтобы у налогоплательщика был шанс самостоятельно исправить ситуацию.

Кроме того, на комиссию попадают организации и ИП, чья недобросовестность уже не вызывает сомнений, но сумма сокрытого дохода мала. При таких обстоятельствах выездная проверка считается малоэффективной, и налоговики ограничиваются комиссией.

Поводом для подозрений и для приглашения на комиссию служат следующие обстоятельства.

Для организаций

1. Убытки от финансово-хозяйственной деятельности, показанные в двух предыдущих налоговых периодах и в текущем отчетном периоде. Под убытками подразумевается отрицательная величина, указанная по строке 100 листа 02 декларации по налогу на прибыль. Убыточными считаются также компании, которые вообще не заполнили данную строку, и при этом их расходы оказались больше доходов.

2. Низкая налоговая нагрузка по прибыли, акцизам, единому «упрощенному» налогу и ЕСХН.

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль рассчитывается как отношение исчисленного налога (строка 180 листа 02 декларации по прибыли) к сумме доходов от реализации и внереализационных доходов (сумма строк 010 и 020 листа 02 декларации по прибыли). Нагрузка по прибыли считается низкой, если приведенное выше отношение меньше, чем 0,03. Для торговых организаций низкой является нагрузка менее 0,01.

3. Низкая налоговая нагрузка по НДС на протяжении нескольких кварталов. Данная нагрузка рассчитывается как отношение предъявленных вычетов к сумме налога, начисленного к уплате в бюджет. Нагрузка считается низкой, если это отношение равно 0,89 и более.

Для предпринимателей на ОСНО

1. Высокая доля профессиональных вычетов, заявленных в декларации 3-НДФЛ. Доля рассчитывается как отношение профессиональных вычетов (строка 120 декларации) к доходам от предпринимательской деятельности (строка 110 листа В декларации). Доля считается высокой, если приведенное выше отношение равно 0,95 и более.

2. Наличие выручки от реализации в декларациях по НДС (строки 010 — 050 раздела 3, графа 2 раздела 4 и графа 2 раздела 7) и нулевой доход в декларации 3-НДФЛ (строка 110 листа В) за соответствующий год.

В первую очередь на комиссию пригласят тех, у кого отношение «нетто»-вычетов к НДС, начисленному при реализации, равно 0,89 и более. Под «нетто»-вычетами подразумевается сумма вычетов без учета вычетов по авансам, строительно-монтажным работам и «агентских» вычетов.

Для работодателей (организаций и ИП)

1. Задолженность по НДФЛ. Она определяется путем сопоставления двух величин. Первая величина — это удержанная сумма налога, показанная в форме 2-НДФЛ. Вторая величина — это поступления налога в бюджет, отраженные в карточке «Расчеты с бюджетом» (с учетом данных по обособленным подразделениям). Дополнительно анализируются данные отчетности по взносам в ПФР.

2. Снижение поступления НДФЛ относительно предыдущего налогового периода более чем на 10%, при том, что среднесписочная численность сотрудников осталась на прежнем уровне. Данные о численности инспекторы узнают из отчетности по взносам в ПФР.

3. Зарплата сотрудников ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе. При расчетах инспекторы берут общую сумму доходов, выплаченных всем работникам компании, и делят на среднесписочную численность персонала. Работодателей, для которых полученная величина окажется ниже регионального прожиточного минимум, пригласят на комиссию в первую очередь.

4. Наличие сведений о выплате зарплаты «в конвертах». Инспекторы черпают такую информацию из обращений контрольно-надзорных ведомств, организаций и граждан. Налоговики рассуждают так: «теневая» зарплата выдается за счет неучтенной наличности.

А она, в свою очередь, образуется за счет искусственного занижения доходов. Поэтому при поступлении данных о неучтенной зарплате и неоформленных трудовых отношениях, инспекторы заинтересуются не только уплатой НДФЛ, но и всеми налогами в комплексе.

Для физических лиц без статуса ИП

Отсутствие деклараций 3-НДФЛ при наличии сведений о полученном налогооблагаемом доходе. Такие сведения имеются в информационных ресурсах налогового органа об отчуждении имущества, находящегося в собственности физлиц менее трех лет. В первую очередь на комиссию пригласят тех, у кого предполагаемая сумма сокрытого налога больше, чем у других.

Подготовка к комиссии

Перед тем, как назначить заседание комиссии, сотрудники ИФНС проводят аналитическую работу. Они изучают данные из своих информационных ресурсов, публикации в СМИ и интернете, сведения, полученные от банкиров, таможенников, страховщиков и прочих структур, а также жалобы юридических и физических лиц.

Кроме того, инспекторы штудируют налоговую и бухгалтерскую отчетность налогоплательщика за последние годы и выявляют зоны риска.

К ним, в числе прочего, относится частая смена контрагентов, снятие с расчетного счета сумм, превышающих заработную плату, выдача больших займов другим организациям, отсутствие наличной выручки при наличии зарегистрированной ККТ и проч.

Всю собранную информацию налоговики оформляют в виде таблиц, которые подшиваются в так называемое досье налогоплательщика.

Затем в адрес налогоплательщика отправляют информационное письмо, в котором отражаются все подозрительные факты, выявленные в ходе подготовки к комиссии.

В этом же письме налогоплательщику предлагается подать «уточненки», в том числе уменьшить сумму убытка, погасить задолженность по НДФЛ, исчислить НДФЛ с реально полученных доходов и т д.

На все это налогоплательщику отводится 10 рабочих дней с момента получения информационного письма.

Приглашение на комиссию

Если по истечении 10-дневного срока налогоплательщик не предпримет никаких действий, ему направят уведомление о вызове на комиссию.

Неявку расценят как неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль). За подобную провинность предусмотрено административное наказание по части 1 статьи 19.4 КоАП РФ.

Это либо предупреждение, либо штраф: для граждан от 500 до 1 000 руб., для должностных лиц от 2 000 до 4 000 руб.

Далее инспекторы пришлют повторный вызов на комиссию. Если и этот вызов останется без внимания, налогоплательщика пригласят на комиссию более высокого уровня — сначала в региональное управление ФНС России, а затем в местную администрацию. В случае игнорирования налогоплательщиком данных приглашений, инспекция начнет подготовку к выездной проверке.

Как проходит комиссия

Налогоплательщика, который явился на комиссию, попросят рассказать, почему его налоговая нагрузка мала, доля вычета высока и проч. Выслушав разъяснения, комиссия сформулирует рекомендации по устранению нарушений.

Суть всех рекомендаций сводится к следующему — подать уточненные декларации, доплатить налоги и пени, а в будущем не повторять ошибок. Для выполнения рекомендаций установлен срок — 10 рабочих дней с даты заседания комиссии.

Не исключено, что по итогам работы комиссии налоговики направят информацию в полицию, миграционную службу, трудовую инспекцию и проч. А про работодателя, который выплачивает зарплату ниже прожиточного минимума или МРОТ, инспекторы будут ежеквартально сообщать в органы местного самоуправления.

Добавим, что комиссия проходит в индивидуальном порядке. Это значит, что на каждое заседание приглашают только одного налогоплательщика.

Контроль после комиссии

После того, как заседание комиссии состоялось, налогоплательщик остается «на карандаше» у инспекторов. Они станут ежеквартально анализировать задолженность по НДФЛ, динамику численности персонала и уровня заработной платы, а также изменение показателей налоговой нагрузки.

При отсутствии положительных тенденций и обоснованных тому пояснений, пакет документов передадут в отдел предпроверочного анализа инспекции. Его сотрудники будут рассматривать вопрос о включении налогоплательщика в план выездных проверок.

От редакции

На нашем сайте вы можете не только читать статьи, но и подписаться на аудиосеминары наших экспертов: ведущего эксперта «Бухгалтерии Онлайн» Елены Маврицкой; главного налогового эксперта форума «Бухгалтерия Онлайн» Александра Погребса, а также менеджера разработки программы «Контур-Зарплата» и консультанта портала «Бухгалтерия Онлайн» Вячеслава Шинкарева.

Стоимость подписки — 300 рублей. За эту сумму подписчик получает доступ на три месяца ко всем записанным и выложенным аудиосеминарам. Это не менее нескольких десятков лекций. Новые аудиосеминары выкладываются каждую неделю. Кроме того, по понедельникам размещается аудиообзор новостей для бухгалтера за минувшую неделю.

Оплатить доступ можно с помощью банковской карты через систему мгновенных платежей ASSIST или по квитанции Сбербанка.

Список доступных аудиосеминаров

Инструкция по оплате

Источник: //www.Buhonline.ru/pub/comments/2013/8/7714

Как проходит заседание налоговой комиссии по легализации в 2019 году

Кого может вызвать ФНС на комиссию по легализации зарплаты

После того, как заседание комиссии состоялось, налогоплательщик остается «на карандаше» у инспекторов. Они станут ежеквартально анализировать задолженность по НДФЛ, динамику численности персонала и уровня заработной платы, а также изменение показателей налоговой нагрузки.

При отсутствии положительных тенденций и обоснованных тому пояснений, пакет документов передадут в отдел предпроверочного анализа инспекции. Его сотрудники будут рассматривать вопрос о включении налогоплательщика в план выездных проверок.

Привычные методы налогового контроля установлены Налоговым кодексом и с каждым годом новыми изменениями законодательства ужесточаются и приобретают гибкость, мобильность, новые полномочия и возможности. Так, традиционная камеральная проверка, производимая на территории налоговой инспекции, расширила пределы — теперь инспекторы вправе проводить осмотр зоны налогоплательщиков.

Самым тяжелым видом контроля для предпринимателей всегда являлись выездные проверки, в ходе которых непременно выявлялись факты нарушения.

Однако 5 лет назад появилась новая форма контрольных мероприятий, оказывающая не меньшую нагрузку на налогоплательщиков, — вызов на комиссию по легализации налоговой базы.

Налоговый кодекс, как и другие акты законодательства, не регламентируют процедуру вызова на комиссию.

Источником правовой базы мероприятия являются лишь разъяснительные письма ФНС, составляемые для налоговых инспекторов.

Собрание комиссии и вызов на нее проводятся не хаотично, а имеют планирование, схожее с планами по выездным проверкам. Фирмы, которые попали в списки выездных мероприятий, как правило, сначала проходят комиссию. Однако налоговые органы приглашают на комиссию и тех налогоплательщиков, которых не включили в планы ВНП, но по которым обнаружены неправомерные деяния.

ФНС России утвердила новый порядок проведения заседания комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам. Как себя вести? К чему приготовиться? Отвечаем на эти вопросы в нашем обзоре.

Новый регламент

С 25 июля 2017 года налоговые комиссии по легализации занимаются мониторингом базы по НДФЛ и страховым взносам на основе нового порядка. Он закреплён письмом ФНС России № ЕД-4-15/14490. Одновременно перестал действовать прежний регламент. Он был утверждён письмом ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722.

Основной принцип такой: деятельность каждого интересующего комиссию по легализации налоговой базы лица рассматривают отдельно.

Все вопросы комиссии по легализации в адрес должностного лица (представителя) компании (ИП, физлица), который пришёл на заседание, должны касаться обнаруженных проверяющими фактов и несоответствий. В связи с этим будет предложено:

  • дать пояснения;
  • уточнить, что организация предпринимает и/или планирует предпринять для улучшения показателей своей финансово-хозяйственной деятельности и недопущения нарушения налогового законодательства.

Также напомним, что комиссии по легализации базы с 2017 года занимаются и мониторингом базы по страховым взносам. Это связано с изменениями в законодательстве с 01.01.2017.

Также см. «Новый регламент работы комиссий по легализации налоговой базы с 2017 года».

По итогам заседания комиссии по легализации объектов налогообложения и базы она формулирует свои рекомендации:

  • по ликвидации нарушений, которые имели место при формировании базы по налогам и взносам;
  • по мерам, которые надо принять для закрытия долгов перед бюджетом.

Комиссия может предложить подать уточненные декларации, расчеты по форме 6-НДФЛ, расчеты по страховым взносам за прошлые периоды, в которых уточнить отчётные показатели. Например:

  • расходы предпринимателя;
  • расходы плательщика взносов на выплату страхового обеспечения;
  • суммы, не облагаемые взносами;
  • размер дополнительных тарифов по взносам и суммы взносов, исчисленные по ним;
  • количество сотрудников, которым начислен доход;
  • перечислить долг по НДФЛ и взносам с учетом пеней.

Учтите, что о фактах начисления зарплату ниже прожиточного уровня или МРОТ налоговики по закону обязаны (!) каждый квартал отправлять:

  • на местном уровне – органам местных властей;
  • на уровне субъекта РФ – органам по труду и занятости, а также в трудовую инспекцию.

Также см. «МРОТ с 1 июля 2017 года: таблица по регионам России».

Протокол

Все обстоятельства заседаний фиксируют протоколы комиссий по легализации. Это и рекомендации, и сроки устранения нарушений и искажений в учёте и отчётности.

Ведёт и оформляет этот документ секретарь комиссии.

В конце протокол подписывают председатель и секретарь комиссии. Его обязаны предъявить плательщику для изучения. При желании можно затребовать его копию.

Подробнее об этом см. «Как выглядит протокол комиссии по легализации налоговой базы с 2017 года».

Неявка

Когда представитель компании не пришёл на заседание налоговой комиссии по легализации баз по уважительному поводу, мероприятие могут перенести. Здесь обратим внимание на 2 нюанса:

  • перечень уважительных причин ФНС не закрепила (т. е. будет решаться на месте);
  • перенести заседание в этом случае – право, а не обязанность комиссии.

Кроме того, отсутствие плательщика или налогового агента на заседании обязательно отражают в протоколе.

Когда всё плохо

Когда плательщик или налоговый агент без уважительной причины не пришел на заседание комиссии и вдобавок его отчетность не говорит об улучшении финансового состояния, будет поставлен вопрос:

  • о новом вызове на межведомственную комиссию при местных органах власти;
  • вызове на межведомственную комиссию при администрации региона (касается ГУП, МУП, акционерных обществ с гос. или муниципальным участием);
  • проведении предпроверочного анализа в ИФНС;
  • подготовке документов для назначения выездной налоговой проверки.

Также см. «Как через комиссии по легализации попадают в план выездных проверок».

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl Enter.

03 августа 2018

Права и обязанности предпринимателя при вызове в ИФНС

«Вызвали в налоговую на допрос» – в последнее время этой фразой в мире бизнеса трудно кого-либо удивить. Предпринимателей и их сотрудников приглашают для бесед в ИФНС регулярно. Рассказываем, кого и зачем могут вызвать инспекторы, как себя вести на такой встрече и что будет тем, кто проигнорирует приглашение.

По каким поводам вызывают налоговики

Сейчас налоговиками практикуются две формы вызова налогоплательщиков (и их сотрудников) в налоговую инспекцию.

Первая форма – вызов в ИФНС в качестве свидетеля, эта процедура урегулирована статьёй 90 Налогового кодекса РФ. Согласно этой норме, ИФНС вправе вызвать для допроса любое физлицо, которому могут быть известны какие-либо значимые для налогового контроля обстоятельства.

Свидетель вызывается для дачи показаний по месту нахождения налогового органа строго повесткой (письмо ФНС России от 17 июля 2013 года № АС-4-2/12837). В повестке не может быть написано «пришлите кого-нибудь».

В ней указывается конкретное должностное лицо организации или ИП. Телефонный звонок или устное предложение инспектора явиться в ИФНС в качестве свидетеля не считаются официальным вызовом для дачи показаний.

В этих случаях свидетель имеет полное право не посещать инспекцию.

Второй повод для вызова в ИФНС – дача пояснений по вопросам уплаты налогов. Предприниматели эту процедуру называют налоговым допросом. Частный случай дачи таких пояснений – прохождение налоговой комиссии (правовым основанием для вызова в ИФНС здесь служит пп. 4 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ).

Налоговики вправе вызывать для дачи пояснений всех без исключения налогоплательщиков, плательщиков сборов, а также налоговых агентов.

Причём пояснения могут касаться любого вопроса, так или иначе связанного с уплатой налогов.

В основном это – занижение облагаемой базы, низкие показатели налоговой нагрузки, несвоевременное перечисление налогов, фальсификации налоговой и бухгалтерской отчётности.

Ранее налоговые комиссии проводились, в том числе, по вопросам уплаты НДС, налога на прибыль, на имущество, НДФЛ и других налогов. Общее название для всех подобных комиссий – комиссия по легализации налоговой базы. Год назад (в соответствии с письмом ФНС от 25 июля 2017 года № ЕД-4-15/14490@) комиссии были фактически отменены.

Сейчас налоговики проводят лишь два типа комиссий:

  • по НДФЛ;
  • по страховым взносам.

Однако это не мешает ИФНС запрашивать пояснения и относительно всех прочих налогов.

Сам вызов на комиссию оформляется уведомлением по форме, утверждённой приказом ФНС России от 08 мая 2015 № ММВ-7-2/189@. Причём в отличие от вызова для дачи показаний на комиссию можно направить любого сотрудника, уполномоченного представлять интересы юрлица или ИП. Для этого сотруднику необходимо оформить доверенность.

Кого могут вызвать на зарплатную комиссию

Согласно письму ФНС от 25 июля 2017 года № ЕД-4-15/14490@, обязательному вызову на комиссию подлежат следующие плательщики/налоговые агенты по НДФЛ:

  • ИП, имеющие низкую налоговую нагрузку по НДФЛ, уплачиваемому «за себя»;
  • налоговые агенты, имеющие задолженность по перечислению НДФЛ;
  • налоговые агенты, снизившие поступления НДФЛ относительно предыдущего отчётного (налогового) периода более чем на 10%;
  • налоговые агенты, выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе;
  • ИП, заявившие профессиональный налоговый вычет в размере более 95% от общей суммы полученного за налоговый период дохода;
  • физические лица (не ИП), не задекларировавшие полученные доходы.

Руководителю/ИП_______________________________________________________________(полное наименование налогоплательщика, Ф.И.О. индивидуального предпринимателя)_______________________________________________________________(место нахождения организации/адрес индивидуального предпринимателя)

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

УФНС (ИФНС) России по ____________________________, в рамках исполнения обязанностей по контролю за соблюдением налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками страховых взносов) законодательства о налогах и сборах в соответствии со статьей 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), проведен анализ показателей налоговой, бухгалтерской отчетности и отчетности по страховым взносам, представленной Вашей организацией (Вами), а также информации и документов, относящихся к деятельности Вашей организации (Вашей деятельности), полученных в ходе осуществления мероприятий налогового контроля.

В результате установлено, что по данным налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц за предыдущий налоговый период ______ г. и за истекший налоговый период ______ г.

, представленным в налоговый орган, Вами занижена база для исчисления налога на доходы физических лиц от предпринимательской деятельности (высокий удельный вес профессиональных вычетов/занижение выручки от реализации/ и пр.).

В результате установлено, что по данным расчетов по страховым взносам, представленным в налоговый орган за отчетный (расчетный) период _____ г. и за аналогичный отчетный (расчетный) период предыдущего _____ г.

, Вашей организацией (Вами), возможно, занижена база для исчисления страховых взносов (низкая зарплата, завышены суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, занижена численность работников и пр.

), не перечислена (перечислена не в полном объеме) сумма исчисленных страховых взносов, в том числе на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также отдельных категорий работников организаций угольной промышленности.

Иван Кузнецов,

руководитель Центра налоговой и корпоративной безопасности бизнеса «Комплаенс Решения»

Кто создает комиссии

Комиссии по легализации налоговой базы создаются на трех уровнях. Первый уровень — это «рядовая» налоговая инспекция. Второй уровень — региональное управление ФНС России. Третий, самый высокий уровень — межведомственный, при администрации субъекта РФ и органах местного самоуправления.

В состав комиссии входят налоговики, которые отвечают за камеральные и выездные проверки, предпроверочный анализ и за урегулирование задолженности перед бюджетом. При необходимости в комиссию включают представителей органов исполнительной власти, Пенсионного фонда, трудовой инспекции, полиции и прокуратуры.

Вызвать на комиссию по легализации налоговой базы могут из-за зарплаты «в конверте»

Отбор налогоплательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на комиссии, осуществляется из следующих групп:

  • заявившие налоговые убытки по строке 100 листа 02 деклараций по налогу на прибыль за предыдущие два года, а также в отчетном периоде текущего года

Источник: //vannacity.ru/info/informatsionnoe-pismo-nalogovoy-komissii-legalizatsii-nalogovoy-bazy-2019/

Налоговая шпаргалка для руководителя кого вызовут на зарплатную комиссию

Кого может вызвать ФНС на комиссию по легализации зарплаты

Обзор Налоговых новостей от Учет-Сервис

Выпуск №14 (157) от 23 Августа 2017 года

Новости
/разъяснения

Справочная 
информация

Архив
рассылки

Кого вызовут на зарплатную комиссию в налоговую

Исчисление пени в повышенном размере после 1 октября 2017 г.

Новые правила налоговых проверок с 19 августа 2017 года

Кого вызовут на зарплатную комиссию в налоговую

Налоговики, получив контроль над указанными платежами, разрабатывают механизмы роста их поступлений в казну.

Одним из эффективных способов легализации зарплат, обеления базы по страховым взносам (НДФЛ) для своевременной и полной их уплаты являются специально созданные комиссии.

Недавно выпущенное объемное письмо ФНС РФ от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@ «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» разъясняет обновленный порядок их работы, а также раскрывает зоны риска попадания на комиссию.

Знакомство с письмом позволит оценить степень вероятности вызова на нее и при необходимости применить превентивные меры. Ведь материалы комиссии могут направить в надзорные органы и правоохранителям, также по ее итогам могут назначить выездную проверку.

Принципы работы комиссии

На комиссию вызовут тех, чья деятельность вызвала подозрения: обнаружены факты искажения бухучета, неполной уплаты НДФЛ, взносов, фальсификации отчетности или отсутствуют объяснимые причины тех или иных результатов деятельности. Также под прицел попадут те работодатели, которые платят своим работникам зарплату ниже прожиточного минимума или МРОТ или уклоняются от оформления с ними трудовых отношений.

Отбирать указанных лиц будут на основе информации, имеющейся у налоговиков и в информационных ресурсах.

Если фирму заподозрили в недоплате в бюджет, ей пошлют письмо, в котором налоговики сообщат о выявленных противоречиях. Также в письме предложат самостоятельно оценить риски в соответствии с Приказом ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ и уточнить налоги, взносы.

Письмо направят за 30 дней до даты планируемого проведения заседания комиссии. При этом срок для принятия решения о предоставлении уточненных налоговых деклараций (расчетов по форме 6-НДФЛ и по страховым взносам), погашения долга по НДФЛ и страховым взносам установят в количестве 10 рабочих дней со дня получения этого письма.

Если в этом срок плательщик не представит «уточненку», не доплатит налог, взносы и при этом не представит пояснений, объясняющих причины отсутствия оснований для уточнения своих обязательств, то последует письменный вызов на комиссию с указанием времени и места проведения ее заседания.

В комиссию по легализации включаются:

  • начальники (либо сотрудники) структурных подразделений налоговых органов с функциями проведения «камералок», выездных налоговых проверок, предпроверочного анализа, мероприятий по урегулированию долгов;
  • представители органов ПФР, ФСС, Государственной инспекции по труду, правоохранительных органов и прокуратуры.

Инспекторы возьмут на особый контроль деятельность тех лиц, которые уже побывали на комиссиях. В отношении таких плательщиков станет проводиться ежеквартальный мониторинг представленных ими форм 6-НДФЛ и расчетов по взносам. Также проконтролируют погашение долгов по НДФЛ и взносам, динамику по зарплате и показателями налоговой нагрузки.

Компании (ИП), не устранивших нарушения и не улучшивших свои показатели, вызовут на межведомственную комиссию, созданную при администрации субъекта РФ, а также включат в реестр выездных проверок.

Ранее ФНС письмом от 21.03.2017 № ЕД-4-15/5183@упразднила работу комиссий по легализации баз по основным налогам, исключение сделано лишь для НДФЛ. Теперь данная комиссия из-за схожести баз по НДФЛ и взносам направит свои усилия и на улучшение показателей по уплате страховых взносов.

Критерии отбора на комиссию

Отбирать будут по следующим признакам:

1) налоговых агентов:

  • с долгами по уплате НДФЛ;
  • со сниженными поступлениями НДФЛ относительно предыдущего отчетного (налогового) периода более чем на 10 процентов: при отборе анализируется динамика с учетом информации о среднесписочной численности и данных расчетов по форме 6-НДФЛ и по страховым взносам. Суммы, удержанные по данным 6-НДФЛ, сравниваются с поступлениями НДФЛ, отраженными в КРСБ за конкретный отчетный период, а по итогам года анализируются показатели справок 2-НДФЛ;
  • с зарплатой ниже регионального среднего уровня по видам экономической деятельности: расчет производится по данным формы 6-НДФЛ исходя из общей суммы доходов, выплаченных физлицам, и среднесписочной численности (особое внимание обращается на налоговых агентов, выплачивающих зарплату ниже регионального прожиточного минимума);

2) плательщиков страховых взносов, в том числе:

  • с задолженностью по взносам;
  • со сниженными поступлениями относительно предыдущего отчетного (расчетного) периода при постоянном количестве работников: при отборе сравнят исчисленные и уплаченные суммы, отраженные в расчетах по взносам и в 6-НДФЛ, с данными КРСБ;
  • со сниженной численностью работников в течение отчетного периода более чем на 30 процентов по сравнению с предыдущим отчетным периодом: при отборе анализируется динамика с учетом данных расчетов по взносам, по форме 6-НДФЛ, справок 2-НДФЛ, информации о среднесписочной численности.

3) индивидуальных предпринимателей, в том числе:

  • на общей системе налогообложения, имеющих низкую налоговую нагрузку по НДФЛ (показатель определяется как отношение суммы исчисленного НДФЛ от предпринимательской деятельности (стр. 070 разд. 2 формы 3-НДФЛ) к общей сумме доходов от ведения данной деятельности за соответствующий период (стр. 110 листа В формы 3-НДФЛ);
  • с профвычетом в размере более 95 процентов от общей суммы полученного за налоговый период дохода (в форме 3-НДФЛ анализируется отношение показателя стр. 120 к показателю стр. 110 листа В);

4) физлиц, не задекларировавших полученные доходы: отбор происходит по данным информационных ресурсов налогового органа об отчуждении имущества (недвижимое имущество, транспорт, иное);

5) иных плательщиков, в отношении которых предпроверочный анализ выявил налоговые нарушения, при этом назначение выездных налоговых проверок является нецелесообразным.

Ранее опубликованное письмо ФНС РФ от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит аналогичные критерии отбора на комиссию налоговых агентов по НДФЛ.

 В новом регламенте (в отличие от старого) предусматривается анализ формы 6-НДФЛ и сверки в динамике ее данных с данными КРСБ и справки 2-НДФЛ. Также новшеством являются условия отбора плательщиков страховых взносов.

Здесь сигналом для вызова на комиссию послужат в первую очередь: долги по взносам, падение уровня их перечисления в бюджет, снижение числа персонала более чем на 30 процентов.

 Сравнивать станут в динамике показатели расчетов по форме 6-НДФЛ и по взносам, а также данные справки и КРСБ. В отношении отобранных претендентов на комиссию налоговики проведут контрольные мероприятия. Об их особенностях — в следующем обзоре рассматриваемого письма ФНС РФ.

Источники информации о плательщике

Налоговики тщательно подготовятся к заседанию: исследуют все возможные источники сведений в отношении отобранных компаний (ИП), а также проведут всесторонний анализ добытой информации.

Названы источники данных для такого анализа:

  • информационные ресурсы (ЕГРН, ЕГРИП, ЕГРЮЛ, АИС «Налог-3», ПИК «НДС», СОУН и т.д.);
  • данные, полученные о конкретных сделках от контрагентов в рамках ст. 93.1 НК РФ;
  • информация, содержащаяся в СМИ и сети Интернет;
  • сведения от банков, правоохранителей, фондов, лицензирующих и таможенных органов, муниципальных органов власти, Роструда, Центробанка и др.;
  • жалобы, заявления юридических и физических лиц;
  • информация, полученная от сотрудников, акционеров (участников) обществ и из иных источников.

В рамках анализа налоговики:

  1. рассчитают налоговую нагрузку плательщика страховых взносов (налогового агента) по налоговым периодам в зависимости от применяемой системы налогообложения,
  2. выделят аналогичных лиц и рассчитают их налоговую нагрузку (в случае отсутствия информации исследуют среднеотраслевые значения налоговой нагрузки),
  3. определят аналогичного плательщика взносов (налогового агента) с максимальной налоговой нагрузкой,
  4. исследуют отклонения уровня налоговой нагрузки компании (ИП) от максимального значения.

Если проведенный анализ покажет низкий уровень налоговой нагрузки, то инспекторы возьмутся за финансовые потоки претендента на комиссию: исследованию подвергнутся его банковские выписки.

Выписки со счетов инспекторам понадобятся для составления схем движения денежных средств и ведения бизнеса компании (ИП).

Контролеры также посмотрят сделки на предмет их негативного влияния на налоговую нагрузку.

В заключение налоговики сравнят показатели деятельности плательщика с критериями оценки рисков, содержащимися в концепции системы планирования выездных налоговых проверок (Приказ ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@).

Все аналитические действия инспекторов фиксируются в таблицах (приложения к письму ФНС РФ). Таким образом, на плательщика формируется досье, которое будет в дальнейшем использовано налоговым органом на комиссии.

Результаты работы комиссии

На заседании компании (ИП) предложат пояснить выявленные налоговиками факты возможных нарушений искажений отчетности и уточнить мероприятия, проводимые для улучшения показателей финансово-хозяйственной деятельности и недопущения нарушений налоговых норм.

Затем последуют рекомендации по устранению нарушений, допущенных при формировании НДФЛ-базы и базы по взносам, которые занесут в протокол. Срок для устранения — 10 рабочих дней с даты проведения комиссии.

В случае неявки на заседание комиссии по уважительной причине оно может быть отложено. В этом случае уведомление направят повторно (форма утверждена Приказом ФНС РФ от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@).

За неявку без уважительной причины могут оштрафовать по ст. 19.4 КоАП РФ: граждан до 1 тыс. рублей, должностных лиц — до 4 тыс. рублей. Также лицам, проигнорировавшим вызов на комиссию, назначат выездную налоговую проверку.

Результаты комиссии могут быть направлены в правоохранительные и иные органы (например, в ОВД, территориальные органы ФМС, Гострудинспекции и другие инстанции).

В отношении полученной информации компетентные органы сами принимают соответствующие решения.

Например, данные о компаниях, выплачивающих зарплату ниже прожиточного минимума или МРОТ, налоговики ежеквартально станут направлять:

  • на территориальном уровне — органам местного самоуправления;
  • на региональном уровне — органам по труду и занятости субъектов РФ и ГИТ по субъектам РФ для принятия мер согласно их компетенции.? 

Источник: «Время бухгалтера»

Ссылки по теме:

Я президент
Добавить комментарий