Если решение по камеральной проверке отменено, доначислить налог могут при выездной проверке

Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)

Если решение по камеральной проверке отменено, доначислить налог могут при выездной проверке

Выездная налоговая проверка является разновидностью налогового контроля с присущими ей особенностями. Так, она может проводиться по месту нахождения налогоплательщика, и инспекторы имеют право проверять несколько налогов. Если избежать выездной проверки ИФНС все же не удалось, рекомендуем вам ознакомиться с главными нюансами такой формы контроля.

Выездная налоговая проверка в 2018 году: список особенностей

Право ИФНС на выездную проверку

Решение о проведении выездной налоговой проверки

Где проводится согласно НК РФ выездная налоговая проверка?

Какова продолжительность выездной налоговой проверки?

Итоги

Выездная налоговая проверка в 2018 году: список особенностей

Если вы или ваша организация стали объектом внимания налоговых органов и получили уведомление о выездной налоговой проверке в 2018 году, вам необходимо ознакомиться с особенностями такой проверки:

  • выездная налоговая проверка может быть проведена только по месту нахождения налогоплательщика (за исключением случаев, указанных в абз. 2, 3 п. 2 ст. 89 НК РФ);
  • главная цель проверки — установить, правильно ли были исчислены налоги и страховые взносы, а также вовремя ли они были уплачены (пп. 4, 17 ст. 89 НК РФ);
  • основным документом, подтверждающим начало выездной налоговой проверки, является решение о ее проведении (п. 1 ст. 89 НК РФ);
  • проверяемый период не может превышать 3 лет (п. 4 ст. 89 НК РФ);

Когда налоговая проверка может охватывать период, превышающий 3 года, читайте в материалах «Повторная выездная проверка может быть «глубже» 3 лет» и «Вправе ли налоговый орган проверить текущий год?».

  • налогоплательщик не может быть проверен более 1 раза по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • за календарный год может быть проведена только одна выездная проверка (исключение — когда решение о повторной проверке принято руководителем вышестоящего налогового органа ФНС РФ);
  • выездная проверка не может быть назначена в отношении специальной декларации (п. 2 ст. 89 НК РФ), которую физлицо вправе добровольно подать в ИФНС в срок до 28.02.2019 об имеющемся у него имуществе (недвижимости, транспорте, вкладах в банки или в уставный капитал организаций), а также о контролируемых им иностранных компаниях.

Право ИФНС на выездную проверку

Законодательно определено, что право на проведение выездной налоговой проверки имеет тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит налогоплательщик. Хотя существуют и исключения, действующие для крупнейших налогоплательщиков и обособленных подразделений.

Также важную роль играют дата постановки на учет в качестве налогоплательщика в определенном налоговом органе и дата внесения изменений в реестр учета.

Так, если при смене местонахождения своевременно не внесены соответствующие изменения в ЕГРЮЛ, то выездную налоговую проверку будет проводить налоговый орган по прежнему месту нахождения.

Если такая ситуация возникнет по вине налоговой инспекции в связи с нарушением требований и сроков регистрации, то выездная налоговая проверка также будет проведена инспекцией по старому месту регистрации (постановление ФАС Поволжского округа от 29.05.2013 № А65-25327/2012).

Другие ИФНС не вправе назначать проверку налогоплательщиков, находящихся вне зоны их юрисдикции. Так, налоговый орган, у которого на учете числится лишь недвижимость и транспорт, но не сам налогоплательщик, не может назначить последнему выездную налоговую проверку.

Решение о проведении выездной налоговой проверки

Как уже отмечалось выше, началу выездной налоговой проверки предшествует подготовка основного документа, дающего право на проведение контрольного мероприятия, — решения о проведении выездной налоговой проверки и, соответственно, вручение его проверяемому юридическому или физическому лицу.

Этому документу стоит уделить особое внимание, так как он является основанием для осуществления комплекса контрольных мероприятий. Зачастую некомпетентные инспекторы пренебрегают обязанностью своевременно вручить и ознакомить налогоплательщиков с решением, но это является грубой ошибкой и может быть использовано проверяемыми лица как аргумент при подтверждении нарушения процессуальных норм.

Решение о проведении выездной налоговой проверки имеет право составить только тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит проверяемый налогоплательщик.

В этом документе отражается информация о субъекте контроля, предмете проверки (перечень проверяемых налогов), периоде проверки и о составе проверяющей группы.

Решение обязательно должно быть подписано руководителем налоговой инспекции либо его заместителем.

Где проводится согласно НК РФ выездная налоговая проверка?

Местом проведения выездной налоговой проверки являются помещения или офис налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ). Но иногда бывает так, что размер помещений не позволяет расположиться там всей проверяющей группе, и тогда проверка может быть проведена в налоговой инспекции.

О том, что у налогоплательщика отсутствуют возможности по размещению проверяющих, он должен сообщить сам, в противном случае это решение принимает руководитель проверяющей группы по факту выезда и осмотра помещений налогоплательщика.

Следует отметить, что на практике случается, что налоговый орган без получения соответствующего заявления и должного осмотра принимает решение провести выездную налоговую проверку в инспекции. Но это свидетельствует о том, что контролирующие органы нарушают действующий порядок проведения выездной налоговой проверки.

Такое мнение поддерживают и суды. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 20.08.2010 № КА-А40/8830-10 отменил решение, вынесенное по результатам выездной налоговой проверки, проводимой в упрощенном варианте, из-за нарушения процедуры проведения.

Но в то же время если решение налогового органа не содержит существенных ошибок, то суды вряд ли встанут на сторону налогоплательщика только лишь потому, что выездная налоговая проверка была проведена в налоговой инспекции без соответствующего уведомления проверяемого лица (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.04.2013 № А75-3810/2012).

Важным обстоятельством является то, что даже при проведении выездной налоговой проверки на территории контролирующего органа налогоплательщику необходимо выполнять все требования проверяющих, будь то запрос на представление документов либо требование на осмотр рабочих помещений.

См. также: «Выездная проверка обычного «физика» на дому — это законно?».

Какова продолжительность выездной налоговой проверки?

Срок выездной налоговой проверки составляет 2 месяца, но в то же время НК РФ дает возможность налоговым органам как продлевать его, так и приостанавливать. Инспекторы очень часто пользуются этими возможностями, когда нужно выяснить, является ли совершение определенной хозяйственной операции нарушением, или же изучить дополнительные материалы, касающиеся деятельности проверяемого лица.

О случаях, когда налоговые органы могут продлить срок выездной проверки, читайте в материале «Как и когда может быть продлена выездная налоговая проверка».

Срок, на который инспектор имеет право продлевать проверку, составляет 4 (6) месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ), а приостановить — 6 (9) месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ). Таким образом, если в течение контрольного мероприятия налоговики прибегают к описанным выше методам, то максимальный срок проверки может составить 1 год и 3 месяца.

См. материал «Продление выездной проверки нельзя оспорить?».

Исключением является выездная налоговая проверка конкретного филиала или представительства — она должна быть проведена в течение 1 месяца. В данном случае законодатель предоставил контролерам только право на приостановление.

Срок выездной налоговой проверки начинает исчисляться со дня вынесения решения о проведении этого контрольного мероприятия, а заканчивается в день составления справки по результатам проверки (указанный документ должен быть вручен в тот же день).

Следовательно, можно выделить основные этапы проводимой проверки:

  • начало выездной налоговой проверки (вручение решения о проведении);
  • процесс проведения проверки (максимально — 1 год 3 месяца);
  • завершение проверки (составление справки о проведении выездной налоговой проверки).

Таким образом, в указанные выше сроки контролеры обязаны успеть провести все запланированные мероприятия, а также те, которые возникли в процессе проверки. Если же инспекторы получили какие-либо доказательства после истечения срока, то приобщать их к материалам выездной налоговой проверки они не имеют права (постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.05.2009 № Ф03-2248/2009).

Также стоит отметить, что такое нарушение не предполагает отмены решения и результатов выездной налоговой проверки полностью, так как существует только одно формальное обстоятельство, способное повлиять на решение суда, — это нарушение процедуры участия налогоплательщика при рассмотрении материалов проверки (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Более подробно о сроках выездной налоговой проверки рассказано в материале «Какой срок проведения выездной налоговой проверки?».

Итоги

Целью проведения налоговой проверки является контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов. Порядок проведения выездной налоговой проверки регулируется ст. 89 НК РФ.

Результаты проверки могут быть отменены только в случаях существенных нарушений со стороны налогового органа, например при непредставлении налогоплательщику возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и дать пояснения.

Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен

Подписаться

Источник: //nalog-nalog.ru/nalogovaya_proverka/vyezdnaya_nalogovaya_proverka/poryadok_provedeniya_vyezdnoj_nalogovoj_proverki_nyuansy/

Повторная налоговая проверка: выездная и камеральная

Если решение по камеральной проверке отменено, доначислить налог могут при выездной проверке

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем о повторной налоговой проверке.

Сегодня вы узнаете:

  1. Чем повторная НП отличается от камеральной и первичной НП;
  2. При каких условиях может проводиться повторная НП;
  3. Какие факторы влияют на приезд налоговой.

Повторная налоговая проверка проводится только по тем налогам и периодам, которые уже были проверены в рамках обычной выездной проверки. Здесь уже не действует правило двух проверок за год – их может быть сколько угодно. Так что если налоговики уже были два раза в вашем офисе за текущий год, вы не застрахованы от дополнительных визитов.

Утешающим обстоятельством является тот факт, что для повторных проверок у инспекции имеется всего лишь два основания. Эти пункты подробно раскрываются статьей 89 Налогового кодекса.

Возможные основания для проведения повторной налоговой проверки

Руководитель вышестоящего налогового органа может принять решение проверить, насколько качественно сработали представители местной налоговой. Такие меры помогают предотвратить сговор между проверяющими и проверяемыми.

Важно понимать, что никто не выберет вас безосновательно – и если выбор пал на вас, значит, у налоговой есть вопросы к законности ваших операций.

Региональная инспекция проверяет местную

Для такой проверки действуют определенные правила, которые должны неукоснительно выполняться инспекцией, в противном случае визит будет нарушать ваши права как юридического лица:

  • В состав комиссии могут входить инспекторы из местной ИФНС, но она не может целиком состоять только из «местных». В противном случае весь смысл и законность подобной проверки утрачиваются;
  • Период, который могут проверять повторно, ограничивается тремя календарными годами. Инспекторы не имеют права запрашивать документы, имеющие четырехлетнюю и более давность. Например, если повторная ВНП проводится в 2018 году, комиссия может анализировать документы за 2017, 2016 и 2015 годы. За 2014 год документы считаются «закрытыми»;
  • Вас не могут оштрафовать, если будут выявлены ошибки и недоимки. После тщательной проверки налоговики могут обнаружить расхождения, вам могут доначислить налог, но штрафные санкции применимы только в том случае, если информация была скрыта вследствие сговора с первыми проверяющими;
  • Решение по первой проверке опротестованы в судебном порядке. В таком случае новые решения в результате повторной ВНП не должны входить в противоречие с постановлением суда.

Вы подали уточненную декларацию на уменьшение налога

Возможна ситуация, что за определенный период налоговая уже проводила у вас ВНП, а вы подали уточненку за уже проверенный период. В этом случае налоговики имеют право приехать к вам с повторной ВНП.

У этого вида проверки также имеются свои особенности:

  • В такой декларации сумма налога меньше, чем в первичной. Кроме того, налоговая захочет вас проверить, если в уточненке вы заявили больший убыток, чем был изначально;
  • Период проверки не ограничивается тремя последними годами. Если ваша декларация относится к периоду, выходящий за этот временной диапазон, налоговая имеет право проверить его;
  • Проверить можно только те данные, которые подверглись корректировке. Все не относящиеся к этому сведения не рассматриваются. Например, у вас была ВНП по налогу на прибыль за 2016 год. Позднее вы принесли в налоговую уточненку, где заявили дополнительный расход. Тогда приехавшая инспекция будет изучать документы только по этому расходу;
  • Если попутно налоговая обнаружит какие-либо ошибки в не относящемся к вашей корректировке документе, они не вправе изменять решение по этим данным;
  • У вас на руках может быть решение суда по первой проверке. Это не помешает налоговикам приехать с повторным визитом, но они, как и в случаях с проверкой от вышестоящей ИФНС, не могут переоценивать судебные выводы и менять налоговую нагрузку на предприятие.

Например, налоговики не признали ваши расходы по одному из поставщиков, ссылаясь на нереальность сделки с ним. Вы оспорили это решение в суде. Позже вы подаете уточненную декларацию, где заявляете еще большие расходы на сделку с этим контрагентом.

В этом случае комиссия приедет с повторной проверкой только на предмет увеличения расходов. Вопрос о недействительности сделки больше не будет рассматриваться.

Важно знать, что вы можете избежать повторной ВНП, даже если сдали уточненку на уменьшение налоговой базы. Это возможно, если вы заметили ошибку и исправили ее еще в периоде ее выявления.

У вас ликвидация или реорганизация

Проверки налоговой в данных обстоятельствах полностью носят характер повторных в плане полномочий проверяющих и порядка проведения. Особенный интерес инспекции вызывает факт слияния убыточной и процветающей компании. При сумбуре, который творится при перекраивании организаций, очень легко утаить часть от прибыли в соединительном балансе и уклониться от налогов.

Какова бы ни была причина приезда проверяющих, вы обязаны способствовать проведению проверки. Это выражается в своевременном (в течение десяти дней) предоставлении запрашиваемых документов.

Налоговая имеет право запрашивать у вас:

  • Документы, которые вы уже предоставляли в инспекцию в виде подлинника, но потом они были возвращены в организацию;
  • Бумаги, которые вы когда-то в ходе предыдущих проверок предоставили, но которые были утрачены налоговой в связи с форс-мажором;
  • Иные документы, связанные деятельностью предприятия.

Следует помнить, что инспекция не вправе проводить еще одну камеральную проверку по тем же данным – ее не существует, так же как не существует самого понятия.

Что касается повторных проверок, вы имеете право оспорить решение по проверке, хотя и считается, что на это у вас немного шансов.

Камеральная и выездные налоговые проверки

По российским законам юридические и физические лица обязаны платить налоги со своей предпринимательской деятельности. До оплаты самостоятельно исчисленных сумм компании и индивидуальные предприниматели сдают в местный налоговый орган декларации и расчеты, в которых прописаны и документально подтверждены средства к уплате в бюджет.

С момента сдачи налогоплательщиком документов в налоговый орган наступает обязательный период камеральной проверки, когда специалисты проверяют правильность ваших расчетов, не покидая своего учреждения.

По некоторым причинам налоговая решает приехать в вашу фирму и самостоятельно просмотреть вашу отчетность – то есть совершить так называемую ВНП выездную налоговую проверку. Например, если у нее появилось подозрение, что вы уклоняетесь от уплаты налогов, фальсифицируя некоторые данные.

В отдельных случаях ИФНС имеет право приехать к вам еще раз. Речь пойдет уже не о простой ВНП, а о повторной.

Сравнительная таблица отличительных особенностей налоговых проверок:

Камеральная НП Выездная НП Повторная ВНП
Место проведения
Проводится на территории проверяющего органа По общему правилу налоговики приезжают в ваш офис. Если такового нет, допускается привезти всю документацию в налоговую. Также практикуется аренда офиса рядом с вашим бизнесом Также проводится по юридическому адресу вашего бизнеса. ИФНС, которая провела у вас первую ВНП, обязана «довести дел до конца» и при повторной проверке, даже если вы сменили адрес и относитесь теперь к другой ИФНС
Что рассматривается
Рассматривается каждый сданный документ, расчет или декларация Рассмотрение носит выборочный характер. ИФНС не проверяет все подряд, а концентрирует внимание на отдельных периодах и налогах Только та информация (налоги и периоды), которые уже были рассмотрены в ходе первой ВНП
Кто решает
Проверка начинается автоматически с момента сдачи документа. Разрешение руководства ИФНС на это не требуется. О начале рассмотрения бумаг вам не сообщат Возможна только при разрешении руководителя инспекции или его зама. Вас предупредят о приезде Если вышестоящий орган проверяет местную ИФНС, решение принимает руководитель региональной налоговой. Если вы подвергаетесь проверке по уточненке – решение принимает руководитель местной структуры или его заместитель
Сколько длится
Три календарных месяца. На четвертый выносится решение Не более двух месяцев в общем случае. Возможно продление до четырех и даже шести месяцев
Как часто бывают
После каждого сданного документа Предел – две проверки за год Неограниченное количество раз
Справка о проведении
В общем случае не предоставляется. Если инспекция обнаруживает ошибки или расхождения, она запрашивает у вас уточнения. Либо просит сдать исправленную декларацию. Если пояснения неудовлетворительны, налоговая может составить акт и решение о результатах Справка о проведении носит не факультативный, а обязательный характер. Вам вручат ее в последний день проверки с указанием предмета и продолжительности Также выдается справка с информацией о характере проверки (повторная) и принятом решении. В целом повторный характер проведения такой проверки не сказывается на ее форме

Как узнать, точно ли будет повторная выездная проверка

Бухгалтеры не любят выездные проверки во многом потому, что для ее назначения нет четких критериев. Неуверенность налогоплательщика в ее проведении помогает налоговым органам посеять дополнительный страх. Это оправданно, так как в итоге такой подход помогает ИФНС держать предприятие «в тонусе» – на то и щука в море, чтобы карась не дремал.

Как и любая организация, ИФНС стремится к сокращению расходов на свое содержание. Ей невыгодны многочисленные ВНП, так как затраты на работу инспекторов не оправдают себя. Они приедут к вам повторно не для профилактики, а только в том случае, если имеют на это веские основания.

Мы можем говорить только о большей или меньшей доле вероятности их приезда. В предыдущих параграфах мы перечислили условия, когда налоговая может приехать, но вовсе не обязана.

Вам стоит обратить внимание на следующие характеристики, влияющие на приезд проверяющих:

  • Вы – мелкая рыбешка. Как правило, налоговая не тратит свое время там, где не рассчитывает «сорвать куш». Даже в том случае, если в вашей уточненке завышены расходы по сравнению с первоначальной декларацией, приезд инспекции маловероятен, если суммы различаются незначительно или в целом речь идет о не очень больших деньгах;
  • Вы сдали уточнение не по декларации, а только по авансовым платежам. Подобные расчеты не равнозначны декларациям, и если вы обнаружили ошибку и изменили данные так, что это привело к уменьшению налога, налоговая не приедет к вам с повторной проверкой;
  • Даже если ваша компания ликвидируется или реорганизуется, это не всегда автоматически означает повторный визит налоговой. Если у вас чистая история и в целом у структуры нет к вам претензий, повторной проверки может не быть;
  • Вы находитесь в группе риска, если ваша компания склонна часто менять юридический адрес, в том числе через процедуру слияния. Такая организация вызывает подозрения, так как налицо стремление прикрепиться к новой ИФНС для сокрытия данных;
  • Вы также пребываете в группе риска, если вы сливаетесь с компанией, находящейся на грани банкротства. Или, напротив, сами являетесь подобной организацией.

Специалисты советуют не спешить оплачивать штрафы, начисленные в ходе первичных выездных проверок. Если вы чувствуете себя правым или вопрос очень спорный, стоит потратиться на юриста и попытаться выиграть спор.

Если вы будете с готовностью оплачивать все штрафы «лишь бы отстали», у налоговой появится подозрение, что не все ваши доходы «белые».

Рекомендуем к прочтению:

Источник: //kakzarabativat.ru/pravovaya-podderzhka/povtornaya-nalogovaya-proverka/

Как должны быть оформлены результаты камеральной налоговой проверки — НалогОбзор.Инфо

Если решение по камеральной проверке отменено, доначислить налог могут при выездной проверке

Оформление результатов камеральной налоговой проверки зависит от того, к какому выводу пришли проверяющие по ее итогам. Возможны два варианта:

  • организация не допустила нарушения налогового законодательства;
  • организация допустила нарушение налогового законодательства.

Отсутствие нарушений

Если по итогам камеральной проверки инспекция придет к выводу, что организация не допустила нарушений налогового законодательства, тогда результаты проверки останутся неоформленными. Налоговое законодательство не обязывает инспекцию составлять в этом случае какой-либо документ (ст. 88, 100 НК РФ).

Уведомлять организацию о завершении камеральной проверки при отсутствии нарушений инспекция также не обязана. Налоговый кодекс РФ не содержит такого требования (ст. 88, 100 НК РФ, письмо УФНС России по г. Москве от 21 мая 2009 г. № 20-14/4/051403). Из этого правила есть только одно исключение.

Если предметом камеральной проверки является декларация по НДС с применением заявительного порядка возмещения налога, то инспекция обязана письменно уведомить организацию об окончании камеральной проверки и об отсутствии выявленных нарушений законодательства.

Направить такое уведомление, составленное в произвольной форме, инспекция обязана в течение семи рабочих дней после окончания камеральной проверки. Это следует из пункта 12 статьи 176.1 Налогового кодекса РФ.

Совет: есть способ, позволяющий получать из инспекции письменные уведомления об окончании камеральных проверок деклараций и отсутствии налоговых правонарушений в отношении любых налогов.

Для этого в произвольной письменной форме обратитесь в инспекцию с просьбой проинформировать вас о результатах камеральной налоговой проверки с целью выяснить, правильно ли вы применяете налоговое законодательство.

Такая возможность предусмотрена в подпункте 1 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ. Инспекция обязана отреагировать на такое обращение организации и дать конкретный ответ на поставленный вопрос в четкой и понятной форме (подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ, п. 4.3.2.

4 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444).

То, что положения статьи 88 Налогового кодекса РФ не обязывают инспекцию информировать организацию о результатах камеральной проверки в случае отсутствия нарушений, не исключает право организации на получение такой информации по письменному запросу. Арбитражная практика подтверждает правомерность этого вывода (см., например, определение ВАС РФ от 5 июня 2009 г. № ВАС-6946/09, постановление ФАС Поволжского округа от 18 февраля 2009 г. № А55-10190/2008).

Таким образом, несмотря на то что положения статьи 88 Налогового кодекса РФ не обязывают инспекцию информировать организацию о результатах камеральной проверки в случае отсутствия нарушений, у организации есть возможность получить такую информацию по письменному запросу. Арбитражная практика подтверждает правомерность этого вывода (см., например, определение ВАС РФ от 5 июня 2009 г. № ВАС-6946/09, постановление ФАС Поволжского округа от 18 февраля 2009 г. № А55-10190/2008).

Наличие нарушений

Если по итогам камеральной проверки инспекция придет к выводу, что организация допустила нарушения налогового законодательства, тогда результаты проверки должны быть оформлены актом (п. 5 ст. 88, абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ). Его форма утверждена приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892.

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции, принятое по итогам камеральной проверки? Инспекция не составила акт об установленных ею нарушениях.

Ответ: да, можно.

Если по итогам камеральной налоговой проверки инспекция пришла к выводу, что организация допустила нарушения налогового законодательства, то она обязана оформить результаты проверки актом (п. 5 ст. 88, абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ).

Акт камеральной проверки является одним из основных материалов налоговой проверки, после рассмотрения которых инспекция выносит окончательное решение по итогам проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Если инспекция не составляет акт, то тем самым она нарушает условия процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.

Нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов проверки, могут стать основанием для отмены решения по этой проверке. Это следует из положений абзацев 2 и 3 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Следовательно, тот факт, что инспекция не составила акт камеральной проверки, может стать достаточным основанием для отмены решения по проверке.

Арбитражная практика подтверждает правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 12 ноября 2009 г. № А53-5911/2009, Московского округа от 23 сентября 2009 г. № КА-А40/8182-09-2, Западно-Сибирского округа от 29 февраля 2008 г. № Ф04-1205/2008(1103-А02-25)).

Оформление акта проверки

Налоговое законодательство устанавливает четкие требования к оформлению акта камеральной проверки (п. 3, 3.1, 4 ст. 100 НК РФ, Требования, утвержденные приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892). Подробнее о том, какую информацию инспекторы должны отразить в акте камеральной проверки, см. в таблице.

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции, принятое по итогам камеральной проверки? Инспекция составила акт камеральной проверки с нарушениями (ошибками).

Можно, если нарушения (ошибки), допущенные при составлении акта, привели к принятию неверного решения по итогам камеральной проверки.

Решение по налоговой проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки.

Так, решение по проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать по ним пояснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, основанием для отмены решения по проверке могут стать и иные нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов, которые могли бы привести к принятию неверного решения (абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Акт камеральной проверки является одним из основных материалов налоговой проверки, после рассмотрения которых инспекция выносит окончательное решение по итогам проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ). Следовательно, нарушения, допущенные инспекцией при составлении акта, могут стать основанием для принятия неверного решения по итогам камеральной проверки.

В таком случае решение по проверке подлежит отмене полностью или в части, связанной с нарушением. В арбитражной практике есть судебные решения, которые подтверждают правомерность этого вывода.

Так, решение инспекции, принятое по итогам камеральной проверки, можно отменить (полностью или частично), если инспекция допустила следующие нарушения (ошибки) при составлении акта:

  • неправильно применила нормы законодательства и сделала неверные выводы, которые впоследствии нашли отражение в итоговом решении (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 23 ноября 2009 г. № Ф09-9114/09-С2, Поволжского округа от 29 августа 2008 г. № А12-1355/08, от 29 августа 2008 г. № А12-1370/08, Волго-Вятского округа от 10 июля 2008 г. № А29-7897/2007, Московского округа от 11 июня 2009 г. № КА-А40/5275-09, Северо-Западного округа от 19 августа 2009 г. № А56-59434/2008, Восточно-Сибирского округа от 12 ноября 2008 г. № А19-6820/08-30-Ф02-5529/08);
  • доначислила в акте налоги, пени и штрафы за периоды, которые не подпадают под камеральную проверку, эти же доначисления нашли отражение в итоговом решении (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 21 октября 2008 г. № Ф09-7599/08-С2, Восточно-Сибирского округа от 27 августа 2007 г. № А58-6343/06-Ф02-5686/07, Северо-Западного округа от 5 марта 2007 г. № А56-16972/2006);
  • привела ошибочные ссылки на статьи Налогового кодекса РФ о привлечении организации к ответственности, указанные ссылки нашли отражение в итоговом решении (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14 ноября 2007 г. № Ф08-7548/07-2513А);
  • отразила в акте факт налогового нарушения без должного обоснования, в итоговом решении инспекция привлекла организацию к ответственности за это нарушение (см., например, п. 10 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. № 71, постановления ФАС Поволжского округа от 19 декабря 2008 г. № А55-8594/008, Московского округа от 30 июля 2009 г. № КА-А40/7115-09).

Срок составления акта

Составить акт камеральной налоговой проверки инспекция должна не позднее 10 рабочих дней после ее окончания (абз. 2 п. 1 ст. 100, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Инспекция составляет два экземпляра акта: один из них остается на хранении в инспекции, другой – вручается проверенной организации (п. 2.

3 Требований, утвержденных приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892). При этом в ряде случаев инспекция обязана приложить к экземпляру акта, который передается в организацию, доказательства, свидетельствующие о нарушениях, которые были выявлены в ходе камеральной проверки (ст.

 100 НК РФ).

Вручение акта организации

Вручить организации ее экземпляр акта инспекция должна в течение пяти рабочих дней с даты подписания акта (п. 5 ст. 100, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Вручить акт инспекция может:

  • лично законному или уполномоченному представителю организации под расписку;
  • иным способом, свидетельствующим о дате получения акта организацией (например, через курьерскую службу).

Это следует из пункта 5 статьи 100 Налогового кодекса РФ.

При получении акта представитель организации должен поставить в нем две подписи:

  • о получении акта (п. 5 ст. 100 НК РФ);
  • об ознакомлении с содержанием акта. Если представитель организации откажется ставить подпись на акте (например, из-за своей некомпетентности), то в акте будет сделана соответствующая отметка об отказе от подписи (п. 2 ст. 100 НК РФ).

Ситуация: что делать, если акт камеральной проверки вручен с нарушениями сроков?

Получить акт и ознакомиться с ним.

Дело в том, что нарушение срока вручения акта само по себе не может быть основанием для отмены решения налоговой инспекции по результатам проверки. Такое упущение со стороны проверяющих не относится к существенным нарушениям процедуры рассмотрения материалов проверки (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Суды в такой ситуации тоже вряд ли помогут (см., например, постановления ФАС Московского округа от 9 апреля 2014 г. № А40-76732/13-99-232, Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2013 г. № 09АП-40446/2013).

Отправка акта по почте

Если организация (ее представитель) уклоняется от получения акта камеральной проверки, инспекция отражает этот факт в акте и направляет его по почте заказным письмом в адрес организации (обособленного подразделения).

В этом случае датой получения акта организацией считается шестой рабочий день с даты отправки заказного письма. Это следует из совокупности положений абзаца 2 пункта 5 статьи 100 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.

Причем отсчет шестидневного срока начинается со дня, следующего за днем отправки акта (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

Налоговое законодательство не содержит однозначного ответа на вопрос, вправе ли инспекция направлять акт камеральной проверки заказным письмом, если организация не уклоняется от его получения (абз. 1, 2 п. 5 ст. 100 НК РФ).

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции по итогам налоговой проверки, если организация не получила акт камеральной (выездной) проверки?

Ответ: да, можно, при условии, что организация не получала акт налоговой проверки и одновременно не была извещена о времени рассмотрения материалов проверки.

Решение по налоговой проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки.

Так, решение по проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать по ним пояснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Тот факт, что организация не получила акт налоговой проверки, лишает ее возможности представить свои письменные возражения по акту (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Вместе с тем, у организации остается возможность представить свои возражения и пояснения во время рассмотрения материалов проверки (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Следовательно, отсутствие акта налоговой проверки у организации само по себе не может быть достаточным основанием для отмены решения инспекции по проверке.

Иначе обстоит ситуация, если организация не получала акт налоговой проверки и одновременно не была извещена о времени рассмотрения материалов проверки. В таком случае организация полностью лишена возможности давать свои возражения и пояснения, что недопустимо. Решение по итогам такой проверки подлежит отмене.

Это следует из положений абзаца 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Сложившаяся арбитражная практика подтверждает правомерность такого вывода (см., например, определения ВАС РФ от 23 декабря 2009 г. № ВАС-16522/09, от 29 октября 2009 г. № ВАС-13489/09, постановления ФАС Центрального округа от 21 октября 2009 г. № А35-8070/08-С26, от 26 июня 2009 г.

№ А48-2263/08-18, Северо-Кавказского округа от 28 декабря 2009 г. № А32-7437/2009-25/52, Московского округа от 29 сентября 2009 г. № КА-А40/8296-09, от 6 марта 2008 г. № КА-А40/1247-08, Западно-Сибирского округа от 14 сентября 2009 г. № Ф04-5654/2009(19864-А70-14), Восточно-Сибирского округа от 7 апреля 2009 г.

№ А33-8783/08-Ф02-1244/09, Северо-Западного округа от 14 ноября 2008 г. № А56-1230/2007, от 9 февраля 2007 г. № А05-11114/2006-12).

Возражения по акту проверки

В ответ на полученный акт организация при необходимости может оформить письменные возражения и передать их в инспекцию (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Решение по акту проверки

На основе всех имеющихся материалов налоговой проверки (акта камеральной проверки, письменных возражений организации на акт, документов, истребованных у организации или ее контрагентов) инспекция принимает окончательное решение по итогам камеральной проверки и оформляет его (п. 1 ст. 101 НК РФ). Подробнее о сроках, порядке и правилах оформления решения по итогам камеральной налоговой проверки см. Как принимается решение по результатам налоговой проверки.

//www.youtube.com/watch?v=2MPBNtf04Yk

В наглядной форме этапы проведения камеральной проверки, порядок оформления ее результатов, схема документооборота и варианты действий проверяющих в различных ситуациях представлены в письме ФНС России от 15 декабря 2011 г. № АС-4-2/21396, которое направлено во все налоговые инспекции.

Источник: //NalogObzor.info/publ/nalogovye_proverki/kak_dolzhni_bit_oformleni_rezultati_kameralnoj_nalogovoj_proverki/14-1-0-294

Выездная проверка: как бороться с доначислениями

Если решение по камеральной проверке отменено, доначислить налог могут при выездной проверке

Выездная проверка: как бороться с доначислениями Алексей Крайнев Юрист по налоговым, трудовым и гражданским правоотношениям

«Отсутствие доначислений по результатам проверки — не ваша заслуга, а наша недоработка», — примерно так, перефразируя выражение из известного фильма, можно обозначить цель любой налоговой проверки. Поэтому случаи, когда налогоплательщик не согласен с результатами проверки, отнюдь не редкость.

Все нарушения, выявленные инспекцией при проведении проверок, фиксируются в акте. Причем, при проведении выездной проверки такой акт составляется в течение двух месяцев со дня подписания справки об окончании проверки (п. 1 ст.

100 НК РФ) и составляется в обязательном порядке, даже если нарушений не выявлено (что на практике — большая редкость). В этом отличие от камеральной проверки, где акт составляется только тогда, когда инспектор обнаружил нарушение.

И сделать это он должен в течение 10 рабочих дней со дня окончания камеральной проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ). Максимальный срок «камералки» — 3 месяца со дня представления декларации, поэтому акт о нарушении должен быть составлен не позднее трех месяцев и 10 рабочих дней с момента сдачи отчетности.

Подготовленный инспектором акт предъявляется на подпись налогоплательщику (п. 2 ст. 100 НК РФ). Отказываться от проставления подписи не имеет смысла, так как подписание данного документа вовсе не означает согласие с изложенными в нем фактами.

Напротив, подпись налогоплательщика на акте не позволит инспекторам в дальнейшем вносить в него изменения и дополнения. После подписания один экземпляр акта передается налогоплательщику (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Подписание и вручение акта — важные процедурные моменты, поскольку именно с этого момента начинают исчисляться сроки для представления возражений, рассмотрения акта и, соответственно, на вынесение решения по выявленному инспекторами нарушению.

В то же время «бегать» от акта смысла не имеет: в Налоговом кодексе есть норма, согласно которой при уклонении налогоплательщика от получения акта, он направляется ему по почте и считается полученным на шестой день с даты отправки (абз. 2 п. 5 ст.

100 НК РФ).

На то имею возразить!

После получения акта налоговой проверки налогоплательщик уже может предпринимать активные действия по обжалованию. Так, в течение 15 рабочих дней он может подготовить и передать в инспекцию свои возражения по акту проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Пренебрегать этой формой обжалования не стоит — она позволяет не только донести до налоговых органов ваши аргументы, но и показать, что настроены вы решительно и будете обжаловать неблагоприятное для вас решение.

На практике представление возражений на акт позволяет добиться устранения из решения части «обвинений», либо снижения размера доначислений.

Возражения по акту проверки подписываются руководителем организации (или иным уполномоченным по уставу или на основании доверенности лицом) и передаются в налоговую инспекцию либо нарочным, либо по почте.

В любом случае у организации должен остаться документ, подтверждающий как факт представления возражений, так и дату их передачи. К возражениям можно приложить заверенные организацией копии документов, подтверждающих сведения, изложенные в возражениях (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Факт передачи этих документов также должен подтверждаться документально.

Пожалуйте на рассмотрение

По истечении пятнадцатидневного срока, отведенного налогоплательщику на составление возражений, инспекция может приступать к рассмотрению материалов проверки. О месте и времени такого рассмотрения инспекция должна известить налогоплательщика (п. 2 ст. 101 НК РФ).

Причем, извещение направляется независимо от того, подавала организация возражения или нет. Рассмотрение дела без извещения налогоплательщика является грубейшим нарушением и влечет безусловную отмену решения (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ).

В то же время неявка представителя налогоплательщика, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не препятствует рассмотрению материалов проверки (абз. 3 п. 2 ст. 101 НК РФ).

В процессе рассмотрения материалов проверки руководитель инспекции или его зам оглашают акт проверки, возражения налогоплательщика, зачитывают представленные им документы. Также во время рассмотрения должны быть исследованы доказательства, добытые инспекторами во время проверки.

При этом налогоплательщик может знакомиться с ними и давать свои пояснения (как устные, так и письменные). Поэтому, отправляясь на рассмотрение, лучше прихватить с собой несколько чистых листов бумаги и письменные принадлежности.

Если в результате такого рассмотрения глава инспекции придет к выводу, что имеющиеся доказательства не позволяют решить вопрос о том, допустил налогоплательщик нарушения или нет, то руководитель инспекции может вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ).

При этом в решении перечисляются конкретные мероприятия, которые будут проводиться. Тут налогоплательщик должен быть очень внимательным и помнить: в рамках данной процедуры инспекция не может выявлять нарушения, не зафиксированные в акте проверки.

То есть дополнительные мероприятия всегда направлены на получение доказательств только по тем фактам нарушений, которые указаны в акте. Если же налоговики пытаются под видом допмероприятий провести новую проверку, то решение следует обжаловать в вышестоящем налоговом органе или в суде (ст. 137 НК РФ). После сбора дополнительных доказательств (а на это отводится не более месяца — п. 6 ст. 101 НК РФ) рассмотрение дела начинается заново. А значит, инспекция обязана снова уведомить налогоплательщика о месте и времени рассмотрения, огласить все материалы дела, в том числе и новые доказательства. Налогоплательщик вправе ознакомиться с ними и представить свои пояснения или возражения.

Завершается процедура рассмотрения дела вынесением одного из двух видов решения: о привлечении к ответственности или об отказе в таковом (п. 7 ст. 101 НК РФ). Обратите внимание, что вынесение решения об отказе в привлечении к ответственности вовсе не исключает доначисления налогов и пеней (абз. 2 п. 8 ст. 101 НК РФ).

Вынесенное решение в течение пяти рабочих дней должно быть вручено налогоплательщику (п. 9 ст. 101 НК РФ). Причем, в данном случае НК РФ не предусматривает возможности вручения «по умолчанию», т.е. на шестой день после отправки по почте.

Это значит, что пока у инспекции не будет подтверждения того, что решение действительно вручено руководителю (или иному уполномоченному лицу) организации, в силу оно не вступит.

Обжалуем решение

Полученное налогоплательщиком решение вступает в силу по истечении 10 рабочих дней (п. 9 ст.101 НК РФ). За эти десять дней бухгалтер может подать апелляционную жалобу на невступившее в силу решение в вышестоящий налоговый орган. Подача такой жалобы весьма желательна, и вот почему.

Во-первых, она позволяет оттянуть срок вступления решения в силу — ведь оно начнет действовать только после рассмотрения жалобы вышестоящим органом и утверждения им соответствующего решения (абз. 2 п. 9 ст. 101 НК РФ). Во-вторых, апелляционное обжалование решения приравнивается к досудебному обжалованию (п. 3 ст. 101.2 НК РФ).

А это значит, что сразу после вступления решения в силу его можно обжаловать в суде (п. 5 ст. 101.2 НК РФ). То есть можно будет сразу же заявить ходатайство о применении обеспечительных мер в виде запрета налоговым органам списывать со счетов оспариваемые суммы.

А как показывает практика, суды гораздо чаще, чем вышестоящий налоговый орган, удовлетворяют подобные ходатайства. Если же срок на апелляционное обжалование пропущен, то в вышестоящий налоговый орган нужно обжаловать уже вступившее в силу решение.

При этом подача подобной жалобы исполнение решения не приостанавливает, хотя НК РФ и предоставляет налогоплательщику право попросить об этом вышестоящий налоговый орган (п. 4 ст. 101.2 НК РФ).

Обратите внимание: обжаловать решение сразу в суд налогоплательщику не позволяет пункт 5 статьи 101.2 Налогового кодекса, который требует обязательного предварительного обжалования решения в вышестоящем налоговом органе.

Обсудить на форумеРаспечататьВ закладки Обсудить на форумеРаспечататьВ закладки

Источник: //www.Buhonline.ru/pub/beginner/2009/7/1827

Я президент
Добавить комментарий