Определены функции Минпромторга и Минэкономразвития

Торговые представительства на пороге новой реформы

Определены функции Минпромторга и Минэкономразвития

МОСКВА, 16 мая. /ТАСС/. Торговые представительства России за рубежом теперь под руководством Минпромторга должны будут сконцентрироваться на вопросах поддержки экспорта промышленных предприятий и еще более тесно сотрудничать с Российским экспортным центром (РЭЦ).

По мнению экспертов и бизнесменов, опрошенных ТАСС, новая реформа торгпредств имеет все шансы на успех в том случае, если представители этого института будут ориентироваться в первую очередь на нужды российских предприятий и заниматься продвижением конкретных товаров и крупных сделок.

Накануне президент РФ Владимир Путин подписал указ о структуре нового кабмина, в котором говорится и о передаче Минпромторгу от Минэкономразвития руководства деятельностью торговых представительств РФ за рубежом.

По словам Медведева, «это позволит сконцентрироваться именно на вопросах поддержки экспорта наших промышленных предприятий, нашего технологического экспорта за границей», чем в настоящее время и так занимается Минпромторг.

«В этом случае будет неплохое соединение» возможностей министерства внутри страны и торговых представительств за границей, заключил глава кабмина. Поддержка экспорта была заявлена одним из приоритетов в новом майском указе президента.

«Система торгпредств как таковых, в принципе, очень хорошо работает во многих странах мира.

Есть много примеров того, как торгпредство является одним из ключевых драйверов взаимодействия с иностранными инвесторами и привлечения иностранных инвестиций Я бы особо обратил внимание на то, что нужно привлекать к работе в этом сегменте представителей бизнеса, которые сами хорошо понимают то, что нужно бизнесу от государства, и как нужно взаимодействовать с потенциальными инвесторами», — сказал ТАСС управляющий партнер EY по России Александр Ивлев.

Система торговых представительств была создана в 1923 году в условиях государственной монополии на внешнюю торговлю. Сейчас у России 57 торговых представительств, 12 отделений торгпредств и четыре постпредства в 57 странах мира.

Дезориентированы и демотивированы

«Российские торгпредства — это наследие СССР. Сам в свое время работал в таком, в Перу. Во времена, когда торговля и инвестиции были полностью государственными, торгпредства выполняли важную функцию. Я, например, работал в «Авиаэкспорте» переводчиком со специалистами, которые обслуживали наши АН-24 и МИ-8″, — поделился своими воспоминаниями бизнес-омбудсмен Борис Титов.

С наступлением свободного рынка торгпредства практически утратили свою функцию и в основном прозябали.

Еще в начале 2000-х годов о необходимости реформирования торгпредств говорил Герман Греф, возглавлявший тогда Министерство экономического развития и торговли.

Изначально он выступал вообще за ликвидацию этого института, позже смягчил позицию и предлагал сократить количество торгпредств более чем в 2,5 раза — до 29, а в 74 странах преобразовать их в торгово-экономические отделы при посольствах.

Новый виток реформ для торгпредств начался в 2012 году, когда стартовала работа над «Концепцией формирования «нового облика» торговых представительств Российской Федерации». На тот момент торговые представительства работали уже только в 53 странах, тогда как в 90-е годы насчитывалось около ста представительств.

«Отсутствие значимых результатов деятельности торговых представительств формирует негативное отношение к ним, дискредитирует их потенциал и возможности. Сохранение в усеченном виде старых функций и слабая адаптация к новым условиям, бюрократичный характер работы представляют систему торговых представительств как устаревшую, а в ряде случаев и ненужную», — говорится в концепции.

В результате, по мнению Минэкономразвития, торговые представительства «оказались дезориентированы, поскольку утрачены цели и приоритеты в их деятельности, которые были бы увязаны с интересами РФ и российских компаний в странах пребывания; демотивированы, поскольку система оценки результатов их деятельности не привязана к их поощрению; дезорганизованы, поскольку неэффективны ключевые элементы системы управления и организационные механизмы».

Реформой руководил Алексей Лихачев, занимавший в то время должность замглавы министерства.

«Главные задачи первого этапа реформы — сделать торгпредство «клиентоориентированным» на потребности крупных компаний, включая компании государственные, на малый и средний бизнес, на регионы Работа людей будет оцениваться с учетом мнения главных «выгодоприобретателей» — компаний, регионов, деловых ассоциаций. Но в целом мы хотим, чтобы система KPI была максимально оцифрована и апробирована для того, чтобы избежать формализма, показухи и очковтирательства», — сказал он в интервью газете «Ведомости» в 2012 году.

Реформа за реформой

Минэкономразвития удалось сформировать систему индикаторов, которая в полной мере запущена не была, говорит старший научный сотрудник Лаборатории исследований международной торговли Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Юрий Зайцев. Тем не менее, результаты реформы были позитивными по ряду направлений.

«Некоторые российские торгпредства очень эффективно продвигали российский бизнес и достигали результатов.

К примеру, в Германии, Италии, Франции деятельность торгпредств была наиболее эффективной, что можно заметить по корреляции штабов сотрудников, работающих там, — это большие группы российских представителей.

Нельзя сказать, что сформировать систему, ориентированную на результат, удалось в полной мере, но попытки были», — отмечает он.

Президент общественной организации «Опора России» Александр Калинин согласен, что ряд торговых представительств доказал свою эффективность, например в Китае. Однако в целом по миру «картина пестрая».

«Минэк пытался тоже реформировать систему, но с переходом Лихачева в Росатом реформа остановилась. Почему я так четко говорю, что деятельность торгпредств неэффективна? Посмотрите, сколько мы экспортируем — мизер. Взять, к примеру, малый и средний бизнес — экспортеров там менее 1%.

Каждому малому и среднему предприятию создать дилерский центр, открыть представительство в ста странах мира сложно. А тут специально созданная государственная инфраструктура, созданная за сотни лет, это резко удешевляет входной билет на рынки тех или иных зарубежных стран», — отмечает он.

За время реформы количество торгпредств в целом незначительно выросло, однако основное ее достижение было то, что поменялась география организаций.

Так, в первые годы реформы были открыты торгпредства в Перу, ОАЭ, Монголии, Сингапуре, Никарагуа, Абхазии, Южной Осетии, ЮАР, на Кубе.

Планировалось, что также откроются торгпредства еще в Венесуэле, Мьянме, Эквадоре, Эфиопии, Бангладеш и Нигерии, однако планы не были реализованы.

«Сегодня можно сказать, что в какой-то степени работу торгпредства удалось переориентировать на оказание содействия бизнесу, но все же не в полной мере», — отмечает профессор НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Алексей Портанский.

Активное участие в реформировании системы торгпредств принимал Российский экспортный центр. Так, Минэкономразвития совместно с РЭЦ в 2015 году начали создавать торговые дома в ряде стран на базе торгпредств.

На данный момент создано уже девять торговых домов, которые должны помогать компаниям вести переговоры с потенциальными партнерами, оказывать поддержку при сопровождении сделок, в логистике, организации выставок и ярмарок.

Без коренного перелома

Однако несмотря на результаты реформы, недовольство сложившейся ситуацией с торгпредствами регулярно высказывали высшие федеральные чиновники.

 Игорь Шувалов, будучи первым вице-премьером, на представлении сотрудникам министерства нового министра Максима Орешкина заявил, что необходимо предложить правительству новый вид и функции торговых представительств.

В этом году Шувалов был еще более резок, заявив, что «для многих руководство торгпредством по-прежнему является синекурой».

«Здесь мы ожидаем соответствующих серьезных предложений от министра экономического развития и руководства РЭЦ», — сказал он на годовой коллегии министерства.

Его тогда поддержал Медведев: «Про торгпредства не могу не сказать, потому что я неоднократно эту тему в разных должностях обсуждал с различными коллегами, с министром экономического развития. Надо признаться, что так ничего и не получилось переделать в полном объеме. Это, очевидно, задача на будущее.

Мне кажется, что на этом надо будет сконцентрировать внимание министру и учесть в деятельности министерства. Имею ввиду те огромные перспективы по развитию несырьевого, неэнергетического экспорта, о котором говорил я и Максим Станиславович [Орешкин]. Те задачи, которые поставлены, — для этого нам нужна совершенно другая система торгпредств.

Если эту систему вообще есть резон сохранять в том виде, в котором она существовала и существует».

Собеседники ТАСС в бизнесе и финансово-экономическом блоке правительства сообщили, что еще с 2016 года активно обсуждалась идея передачи торгпредств Минпромторгу. Кроме того, рассматривалась и идея отдать часть представительств напрямую РЭЦ.

Светлое будущее с Минпромторгом

Переход торгпредств от Минэкономразвития в Минпромторг будет осуществляться в рамках совместной комиссии.

«Сейчас процедура будет вполне понятная: создадим совместную комиссию — с нашей стороны возглавит ее Азер Талыбов (замминистра), со стороны Минпромторга это будет Василий Осьмаков (замминистра), и передача произойдет максимально быстро и эффективно», — пояснил и.о.

министра Максим Орешкин. Он отметил, что передача Минпромторгу была необходима для оптимизации процессов и повышения эффективности взаимодействия с Российским экспортным центром.

Эксперты в целом согласны с Орешкиным и позитивно оценивают решение о передаче торгпредств, рассчитывая, что они станут еще более активным участником внешнеэкономической деятельности.

«Рост эффективности торгпредств вполне возможен, поскольку Минпромторг имеет дело с конкретными промышленными производителями с одной стороны, с другой стороны — отвечает за торговлю.

Министерство разработало самые разнообразные программы развития отраслей, очень активно помогает российским промышленным производителям посредством таких институтов как Фонд развития промышленности, заключение специнвестконтрактов.

Соответственно, у них есть вся необходимая база для того, чтобы активно, посредством вот этих торгпредств продвигать продукцию отечественных производителей за рубеж. У Минэка такой возможности не было», — высказал свое мнение председатель экспертного совета Федерации развития промышленности Антон Данилов-Данилян.

Обращает внимание на возможности Минпромторга и глава «Опоры России». «Минпромторг отвечает за выполнение конкретных показателей по ряду программ импортозамещения. Импортозамещение — это, прежде всего, выход на экспорт в дальнейшем.

Если производитель изготавливает качественные товары и они конкурентноспособны на своей территории, то следующий шаг — проверка качества и конкурентоспособности на экспорте.

Нужно выстраивать целые цепочки, к примеру, достаточно активно и агрессивно находить сбыт на территориях, где есть торгпредства.

Нужно помогать российским производителям организовывать сервис, иногда складской запас, им нужно помочь найти место, где они могли бы с минимальными логистическими потерями организовать дилерскую сеть. Прямой контакт с производственниками, находящимися в реестре Минпромторга и его программах должен быть компетентным и активным», — отмечает Калинин.

Однако, несмотря на очевидные плюсы переподчинения торгпредств, представитель РАНХиГС Юрий Зайцев отмечает и возможные риски данного решения.

«Минусы» заключаются в том, что Министерство торговли и промышленности меньшее отношение имеет к внешнеэкономической деятельности, чем Минэк. В Минэке есть ряд страновых департаментов, отвечающих за международное экономическое сотрудничество.

Минпромторг не имеет такой диверсификации, возможно, это выступит как институциональный барьер, но решаемый», — поясняет он.

Новые реформы

«Если посмотреть на то, что можно сделать в настоящее время у нас, в России, так это, прежде всего, использовать существующие технологии и методы взаимодействия с международным бизнесом, который заинтересован в российском рынке.

Можно также использовать торгпредства для распространения информации об условиях ведения бизнеса в России, об инструментах, которые существуют в рамках поддержки иностранных инвесторов, иностранного бизнеса в целом», — предлагает Александр Ивлев.

Большинство экспертов советуют Минпромторгу в первую очередь обратить внимание на кадровую политику. По их мнению, работать в торгпредствах должны люди, знающие проблемы бизнеса, сами работавшие с иностранными партнерами, изучившие законодательство других стран и особенности экспортных процедур.

Другим важным направлением развития системы торгпредств глава ТПП РФ Сергей Катырин называл углубление географической и отраслевой специализации торгпредств.

«Наиболее эффективно торгпредства, на мой взгляд, будут работать там, где мы начинаем осваивать рынки и пытаемся проникнуть на них в массовом порядке: это Латинская Америка, Африканский континент, Азиатско-Тихоокеанский регион: Вьетнам, Индонезия и так далее. Вот там усилия государства помочь предпринимательству туда проникнуть несомненно нужны.

В Европе, где у нас связи обкатаны, и там ничего неизвестного нет, думаю, это не самый эффективный инструмент на сегодняшний день. В Европе проверку надежности партнера, обеспечение участия делегации в различных форумах, подбор партнеров, инвестиционных проектов, в принципе, могут делать и такие структуры, как торгово-промышленные палаты», — сказал он.

Кроме этого, следует задуматься и об отраслевой специализации торгпредств и торговых домов, нацелив их на продвижение конкретных групп российских товаров, а не распыляться на широкий перечень возможностей российских экспортеров.

Более радикальные реформы предлагает Титов. «Мы уже не раз говорили, что институт торгпредств сегодня неэффективен, и предлагали переформатировать их в инвестиционные офисы. Они не только должны заниматься поддержкой торговых связей, но и быть инвестиционным окном в Россию.

Не просто ждать, а активно работать с инвесторами, привлекая их в нашу страну. По большому счету они должны стать частью инвестиционного агентства с условным названием Invest.Russia.

А в малых странах, где задача торгпредств заключалась в координации экономической помощи из СССР, торгпредства сегодня вовсе не нужны, и их функции можно передать аппарату экономического советника посольства», — считает он.

Источник: https://tass.ru/ekonomika/5207168

Постановление 438 О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации — скачать бесплатно

Определены функции Минпромторга и Минэкономразвития

Постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 438

О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации

(с изменениями от 13 октября, 7 ноября 2008 г.)

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации.

2. Разрешить Министерству промышленности и торговли Российской Федерации иметь 6 заместителей Министра, в том числе одного статс-секретаря — заместителя Министра, и в структуре центрального аппарата до 22 департаментов по основным направлениям деятельности.

3. Установить предельную численность работников центрального аппарата Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в количестве 1075 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий), работников территориальных органов — 283 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий).

4.

Осуществить:

а) формирование предельной численности работников центрального аппарата Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, установленной в соответствии с пунктом 3 настоящего постановления, и финансовое обеспечение расходных обязательств по предоставлению Министерству бюджетных ассигнований в следующем порядке:

527 единиц — за счет 527 единиц предельной численности работников центрального аппарата преобразованного Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации и бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций;

446 единиц — за счет предельной численности работников центрального аппарата упраздненного Федерального агентства по промышленности и бюджетных ассигнований, предусмотренных Агентству в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций;

102 единицы — за счет 102 единиц предельной численности работников центрального аппарата преобразованного Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций;

б) формирование предельной численности работников территориальных органов Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, установленной в соответствии с пунктом 3 настоящего постановления, и финансовое обеспечение расходных обязательств по предоставлению Министерству бюджетных ассигнований за счет передачи предельной численности работников территориальных органов преобразованного Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и бюджетных ассигнований, предусмотренных территориальным органам Министерства на руководство и управление в сфере установленных функций.

5. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации внести в Правительство Российской Федерации в установленном порядке предложения о приведении актов Правительства Российской Федерации в соответствие с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» и настоящим постановлением.

6. Согласиться с предложением Министерства промышленности и торговли Российской Федерации о размещении в установленном порядке его центрального аппарата в г. Москве, Китайгородский проезд, д. 7, ул. Щепкина, д. 42, строения 1 и 2, Миусская пл., д. 3, Трубниковский пер., д. 19.

7. Установить, что в ведении Министерства промышленности и торговли Российской Федерации находятся организации, ранее находившиеся в ведении Федерального агентства по промышленности.

8. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации внести в Правительство Российской Федерации в установленном порядке предложения об отнесении к ведению Министерства организаций, ранее находившихся в ведении Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации и Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации в сфере установленных функций.

9. Установить, что до внесения изменений в соответствующие нормативные правовые акты Российской Федерации Министерство промышленности и торговли Российской Федерации осуществляет:

лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к его компетенции;

в пределах своей компетенции контроль за экспортом и импортом химикатов, микроорганизмов и других биологических агентов и токсинов, оборудования, научно-технической информации и услуг, которые могут быть использованы при создании химического и бактериологического (биологического) оружия, а также других товаров и технологий, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, в соответствии с утвержденными списками контролируемых товаров и технологий.

10. Внести в постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 294 «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2575; N 44, ст. 4357; 2006, N 37, ст. 3881) следующие изменения:

а) в пункте 4 слова «Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации» заменить словами «Министерства промышленности и торговли Российской Федерации»;

б) в Положении о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденном указанным постановлением:

в пунктах 2 и 3 слова «Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации» заменить словами «Министерства промышленности и торговли Российской Федерации»;

в абзацах первом и третьем пункта 8 и подпункте 9.2 слова «Министр промышленности и энергетики Российской Федерации» в соответствующем падеже заменить словами «Министр промышленности и торговли Российской Федерации» в соответствующем падеже;

в подпункте 9.8 слова «Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации» заменить словами «Министерства промышленности и торговли Российской Федерации».

11. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации согласно прилагаемому перечню.

Председатель Правительства Российской Федерации                                 В. Путин

Положение о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации

I. Общие положения

II. Полномочия

III. Организация деятельности

Перечень утративших силу актов Правительства Российской Федерации

I. Общие положения

1. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:

функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, а также в области развития авиационной техники, технического регулирования и обеспечения единства измерений, науки и техники в интересах обороны и безопасности государства, внешней и внутренней торговли;

функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере машиностроения, металлургической, химической, фармацевтической, биотехнологической, медицинской, легкой, лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей, электронной, авиационной и судостроительной промышленности, промышленности средств связи, радиопромышленности, промышленности боеприпасов и специальной химии, химического разоружения, промышленности обычных вооружений;

функции по поддержке экспорта промышленной продукции, обеспечения доступа на рынки товаров и услуг, выставочной и ярмарочной деятельности, по проведению расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер при импорте товаров, по применению мер нетарифного регулирования, а также функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование внешнеторговой деятельности, за исключением вопросов таможенно-тарифного регулирования и вопросов, связанных с присоединением Российской Федерации к Всемирной торговой организации;

функции федерального органа по техническому регулированию.

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации является уполномоченным (национальным) органом Российской Федерации по выполнению Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении и Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении.

2. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственного Министерству Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

3. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4.

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

II. Полномочия

5. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:

5.1.

вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Министерства и к сфере деятельности подведомственного ему федерального агентства, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;

5.2. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:

5.2.1. порядок, объем, формы и сроки предоставления информации для ведения сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса и уникальной стендовой испытательной базы, а также для принятия решений о включении организаций в реестр и об их исключении из реестра;

5.2.2. перечень взаимных поставок специальных комплектующих изделий и материальных ресурсов для изготовления продукции военного и гражданского назначения в рамках производственной кооперации организаций государств — участников Содружества Независимых Государств;

5.2.3. порядок формирования, ведения и сохранения культур промышленных микроорганизмов;

5.2.4. порядок ведения единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации;

5.2.5. формы декларации о соответствии продукции нормам технических регламентов;

5.2.6. правила регистрации деклараций о соответствии продукции нормам технических регламентов;

5.2.7. формы сертификата соответствия продукции нормам технических регламентов;

5.2.8. порядок передачи сведений о выданных сертификатах соответствия в единый реестр выданных сертификатов;

5.2.9. порядок исполнения функций национальным органом по стандартизации;

5.2.10. порядок формирования экспертных комиссий по техническому регулированию;

Источник: http://www.gosthelp.ru/text/Postanovlenie438OMinister.html

Я президент
Добавить комментарий